Многодетная мать как все успеть. Секреты выживания мамы в многодетной семье

1. Помните что дети вырастут.

И очень быстро. А значит, они уже не будут нуждаться в вашем внимании того типа, в котором нуждаются сейчас.

А значит сейчас – лучшее время побыть с ними так, как потом, когда они вырастут, уже будет не ко времени . Повозиться с малышами, поиграть с теми, кто еще не разучился играть, ответить на серьезные вопросы «почемучек», повоевать с подростком по-доброму. И, возможно, найти ниточку связи с тем, кто почти совсем уже вырос

2. Конфликты между вашими детьми – это как шум двигателя при работе.

Есть шум – значит мотор работает. Есть конфликты – значит жизнь идет. Поверьте, эти конфликты не станут определять отношения ваших детей в будущем . В памяти ведь остается в основном хорошее.
И если в конфликте вам удастся про это помнить – острота его точно спадет процентов на 30. А еще, думаю, а в этих неизбежных и нормальных конфликтах очень важно уметь ставить точку . Чтобы оставалось как можно меньше «конфликтного послевкусия».

3. Очень важно не забывать про то, что «рыба тухнет с головы», а голова вашей семьи- это вы, родители и ваши отношения.

И в эту графу семейного бюджета не должно быть жалко инвестировать ни время, ни финансы, ни внимание. Не забывайте, что детям крайне важно какая погода в доме . И очень сомнительный для детей подарок, когда все родительское внимание было вложено именно в их взросление, становление, а на себя самих и на отношения у взрослых не хватило сил.

Вырастать на руинах семьи — совсем не просто. Не верите мне, поговорите с теми, у кого был похожий опыт.

4. Одно из самых важных умений, которое мы можем передать детям – соблюдение жизненного баланса.

Дети ведь учатся не только математике, вышиванию и езде на велосипеде (прямым навыкам), но и менее заметным навыкам психологической и эмоциональной саморегуляции . До 11-12 лет в основном на примере матери, позже мальчики скорее у отца.

И если мы, взрослые, подаем им пример или жертвенного безрадостного служения ближним, или депрессии, или тотального недовольства всем, они этот паттерн (модель), будьте уверены, усвоят крепко-накрепко. И воспроизведут в своей сознательной жизни и в своей семье, не вполне понимая, почему поступают именно так.

Я думаю, что после 3-3,5 лет, с того периода, как дети глобальные жизненные модели родителей склонны перенимать, хорошо бы произвести ревизию собственный стратегий поведения.

Задать себе несколько вопросов:

  • Что я делаю?
  • Действительно ли я хочу это делать в своей жизни?
  • Хочу ли я, чтобы мои дети повторяли эту мою модель?

И не забывайте, что все или почти все, что активно используется в семейном психологическом хозяйстве дети усвоят.

5. «У осинки не родятся апельсинки», и это действительно так.

Не стоит ожидать от детей того, что никогда не получалось у вас. И не стоит удивляться, если подрастающие дети совершают ваши же привычные жизненные «ляпы» и наступают на те же грабли.

Это не то чтобы предопределено, но я уверена, что психологическая предрасположенность к тому или иному типу поведения или реагирования так же реальна, как наследственная предрасположенность к аллергии, например.

И может быть у вас получится в безопасной форме передать свой жизненный опыт и свои способы справляться с вашими привычными ошибками.

6. Если в семье (в обстоятельствах или отношениях) настают трудные времена очень важно стараться не становиться по разные стороны баррикад.

Помните, что ваши ближние – это самые верные и надежные ваши союзники . Хотя иногда это может выглядеть совсем не так. В период сложностей очень важно находить маленькие радующие вас и близких события, стараться возвращаться к вашим общим ресурсным состояниям.

Это могут быть фотографии хороших периодов, семейное видео, и другие «сувениры» — хранилища добрых воспоминаний. Не ешьте ближних, когда вам тяжело. Лучше попробуйте найти в себе силы не обвиняя поддержать их. И, возможно, они поддержат вас.

7. Мы все – не подарки.

Помните, что семьи часто подбираются по принципу «дополнения» . Мы выбираем очень непохожих на нас спутников жизни. А уж качества наших детей мы и вовсе не выбираем, не такой опции.

Так вот, сталкиваясь с тем, насколько вы все разные, старайтесь не расстраиваться и не злиться. Это не назло.

Ваш муж не назло не любит рыбу, зато обожает ездить новыми дорогами. Зато эти и другие его качества когда-нибудь обязательно пригодятся вашей семье.

А главное, что «на круг», на семью у вас присутствует полный набор качеств и умений. И вы являетесь «совершенной боевой единицей». И с разницей всего можно смириться, если помнить об этом. Просто попробуйте посмотреть на разницу с этой точки зрения.

8. Когда дети начинают раздражать вас – это значит, что вы устали.

Возможно, очень устали . И нет смысла пытаться воспитывать ребенка в таком состоянии.

Есть поговорка «раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает». И это очень верно.

Находите такие способы отдыхать и гармонизироваться , которые подходят к вашей жизненной ситуации. Это может быть что-то очень маленькое и простое, например, неспешно выпитая чашечка специального чая или разговор с любимой подругой, готовой выслушать вас.

9. Воспитание детей – не спринт, а марафон.

Это действительно долгое дело: 18-20 лет полного погружения. А при марафоне самое важное – это распределить силы и не сбить дыхание. Не стоит выкладываться на каждом конкретном этапе.

У вас будет много попыток «попробовать еще раз» и «поступать иначе». Не ругайте себя за промахи!

Самопоедание очень сильно «подсаживает батарейку» , и сил на изменение себя, своих реакций в предпочитаемом направлении остается меньше.

Думаю очень, очень важно учится видеть внутри этого длинного марафона – жизни с детьми, воспитания детей – видеть не только свои промахи, но и свои маленькие и большие победы, удачи.

10. Мне кажется, самое главное в жизни с детьми – это философия «маленьких шагов» — крошечных, едва заметных изменений.

Это то, чему нас не учили в школе, мы нацелены на вещи броские и глобальные. И я думаю, очень важно научиться видеть очень маленькие изменения к лучшему у себя, у супруга, у ребенка и учиться фокусироваться на хорошем.

В семейной жизни задачу «стакан наполовину полный или наполовину пустой» гораздо лучше решать в сторону «наполовину полный».

И если мы сами научились видеть наши собственные маленькие правильные шаги, нам легче будет видеть их и у наших ближних, и у наших детей, когда они немного подрастут. И если мы что-то научились прощать себе (например, небольшие сбои, ошибки, не оптимальные решения), мы легче простим и нашим ближним.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

1. Научитесь успокаиваться

От настроения мамы во многом зависит обстановка в семье: чем она спокойнее, тем меньше скандалов. Но жизнь не идеальна, да и мы не роботы. Лариса Суркова советует при стрессовой ситуации дышать циклами: сделать 3 глубоких вдоха и 3 глубоких выдоха, при этом важно дышать громко .

Или попробуйте жевать, неважно, что именно, главное - делать жевательные движения челюстью: это хороший способ для мозга отвлечься в данный момент. Пополощите рот холодной водой или попрыгайте на одной ноге: подобные методы помогут держать себя в руках и не наговорить лишнего.

2. Чаще говорите ребенку о своей любви

Нам часто кажется, что наша любовь и так очевидна для ребенка, ведь мы гуляем с ним, дарим ему игрушки, читаем книжки перед сном... Но каждому ребенку важно слышать, что его любят, и таких слов не может быть много . Это особенно важно, когда в семье появляется второй малыш: первенцу часто не хватает любви и внимания, появляется ревность.

В этот период любовь мамы должна не делиться, а преумножаться. Найдите время объяснить ребенку, что вы не стали любить его меньше, выслушайте его. Старайтесь находить время, чтобы побыть с каждым из детей наедине за их любимым занятием, не бойтесь «перелюбить» их. Это поможет детям избежать ревности и вырасти ласковыми и любящими.

3. Не выясняйте отношения с ребенком перед сном

Да, очень сложно сдерживать свои эмоции, когда ребенок вас разозлил и внутри все кипит от злости. Но негативные эмоции - не лучший советчик. Даже если поведение ребенка вас сильно расстроило, все же разговоры на серьезные темы стоит отложить до утра.

Конфликты и ссоры перед сном вызывают у детей страх одиночества, приносят ощущение ненужности . А подросткам перед сном в голову приходят разные глупости, которые, к сожалению, наутро они могут воплотить в жизнь.

4. Не подчиняйте свою жизнь детям

Быть родителем - одна из самых важных ролей в жизни, но не единственная. Не забывайте и о себе: не задвигайте свои интересы в дальний ящик, не дожидайтесь лучших времен, живите насыщенно вместе с детьми.

Делайте то, чего хочется именно вам: запишитесь на танцы, почитайте любимую книгу, сходите с подругами в кафе. Можно всю жизнь посвятить погоне за идеалом, но перфекционизм не сделает нас счастливее. Давайте себе право на отдых без угрызений совести, делайте паузы, наслаждайтесь жизнью: все это не дает увязнуть в рутине и помогает зарядить нашу "батарейку". Как говорится, у счастливой мамы - счастливые дети.

5. Позвольте детям самим отвечать за уроки

Это может быть непросто, но все же стоит отдать ответственность за учебу в руки ребенка. Начало учебы - лучшее время для приучения его к ответственности и самостоятельности. А постоянный контроль приводит лишь к инфантилизму и не дает ребенку научиться самостоятельно принимать решения .

Нужно объяснить детям, что учеба нужна в первую очередь им самим. А то может случиться так, что, однажды взяв этот груз на себя, вы так и будете нести его всю жизнь. Родителям важно дать ребенку больше свободы, поручать ему больше дел и обязательно верить, что у него все получится. Ведь даже 7-летние сын и дочь умеют много чего делать сами.

6. Показывайте свои чувства при детях

Для детей важно видеть родителей не только в роли папы и мамы, но и как любящих супругов. Здорово, если вы находите время на свидания, ухаживаете друг за другом, обнимаетесь, целуетесь, дарите подарки. Если родители счастливы вместе, детям от этого только лучше.

7. Давайте мальчикам возможность проявить мужественность, но не ругайте за "девчачьи" эмоции

Обычно ведущая роль при воспитании мальчиков принадлежит отцу, но от мамы тоже многое зависит. Старайтесь чаще просить сына о помощи, ведь даже 3-летнему малышу можно вручить бутылку с молоком и попросить донести ее до дома. Дайте ребенку знать, что вам приятна его помощь, поблагодарите за нее. Вы увидите, как это будет приятно и ему.

Не запрещайте мальчикам плакать, поддерживайте их, вселяйте в ребенка уверенность, что он сможет справиться с трудностями и все уладится . Научите мальчика обслуживать себя, выполнять работу по дому: это сделает его уверенней в себе, а в будущем поможет найти любимую женщину, а не домработницу.

8. Не наказывайте, а поощряйте

Поощрения гораздо эффективнее наказаний. Детям очень нравятся эмоциональные награды — рыбалка, поход на выставку или пикник. Такие занятия хорошо мотивируют детей на учебу, а еще это подарит им много ярких впечатлений, которые они запомнят на всю жизнь.

Не злоупотребляйте наказаниями, остерегайтесь криков, исключите физические наказания. Если такие методы и действуют, то только поначалу, но со временем они становятся привычными и начинают приносить только вред: вызывают негативные эмоции и приводят к развитию неврозов у ребенка.

Помню, когда моя старшая дочка пошла в первый класс, я сидела в вестибюле музыкальной школы и рассказывала одной беременной мамочке о том, как тяжело управляться с двумя детьми. Одного в садик надо с утра отвести, другого в школу, потом бежать на работу, бассейн, кружки, уроки по вечерам, а еще ведь и домашние дела. Я, как мама двоих детей делилась опытом….. Мамочка молча сидела и в согласие лишь тихо кивала головой. Тогда я даже не догадывалась, что передо мной многодетная мама, ожидающая появления на свет пятого (!) ребенка…. Такая она была тихая, спокойная, умиротворенная какая-то, а пять детей тогда в моем сознании просто не помещались….

Но прошло всего каких-то 9 лет, и вот я веду в музыкальную школу уже четвертого из шести наших детей. И понимаю, что тогда, со старшими детьми, мне действительно было очень сложно. Во-первых, все в первый раз, а во-вторых, у меня не было того, что спасает многодетную маму - не было системы.

У каждой многодетной мамы с годами выстраивается своя модель. Молодая мамочка похожа на человека, поднимающего без подготовки штангу весом 150кг. - она может или надорваться, или ее не поднять. Многодетная мама - это спортсмен с многолетней подготовкой, она в одном рывке поднимает снаряд, удерживает его на высоте по максимуму и может проделывать это неоднократно.

Вот уже 10 месяцев, как мы стали больше, чем семь-я, теперь нас восемь: я, муж и дети - Дарина (16 лет), Федор (13 лет), Георгий (8 лет), Ксения (5 лет), Григорию 2 года и Богдане 10 месяцев.

Я стала очень хорошим «спортсменом», «мастером спорта». И у меня появилась своя модель жизни большой семьи. На самом деле все оказалось очень просто.

Вот мои помощники:

1. Порядок, режим, минимум вещей. И это все работает только в связке одно с другим.

2. «Творческий ящик», который хранится высоко-высоко, на холодильнике. Там есть все для рукоделия, чтобы занять ребенка любого возраста. Дети знают, что играть во все это можно только на кухне под присмотром мамы. К ним в руки «ящичек» не попадает, достаю и раздаю все сама.

3.Очень помогают старшие дети и фраза: «Вы помогаете мне, я помогаю вам».

4. Мои предметы-помощники — это стиральная машинка, мультиварка, слинг, записная книжка и магнитная доска.

1. Игрушки.
Все игрушки лежат в коробках. Дети просят коробку, играют, собирают все назад, коробку убираем. Коробки все подписаны.

Оказалось, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, надо просто делать это самой после каждой игры — малыш быстро впитывает это и вскоре сам начинает повторять мои действия.

Жаль, что я не знала этого с первыми двумя детьми, столько скандалов было по этому поводу…

Игрушек у нас не много:
- качественное LEGO (начали покупать еще старшей дочке, а теперь продолжаем, я и сама могу поиграть с ними);
- пара кукол, одежка для них, посудка, колясочка/тележка, деревянная кроватка;
- немного машинок;
- деревянная «железная дорога»;
- и по 2-3 мягких игрушки у каждого.

Сейчас у нас меньше игрушек, чем в те времена, когда было двое детей. Тогда наша квартира выглядела как филиал «Детского мира».

Оказывается, детям не нужно много игрушек - они прекрасно играют в какие-то подручные средства и при этом развивают воображение.

Детей надо было просто научить играть в то, что у них есть, а не покупать все новые и новые игрушки в надежде, что «ну вот в это он уж точно будет играть».

Коробки с паззлами, с настольными играми и мелким ЛЕГО находятся очень высоко и даются теперь строго по выдаче.

2. Так же, дома есть турник, мольберт для рисования, пианино.
3. Одежда и обувь.
Их мало — но всё функциональное и качественное. В школе - форма, в саду главное удобство, дома опять же удобство. Многое передается детьми друг другу по наследству.

Система распределения времени.

1. Приготовление пищи.
В будние дни все предельно просто:
Кашу на завтрак «варит» нам мультиварка.
Бульон для супа и овощи для салата или винегрета я варю с вечера. На следующий день бульон остается только заправить, а овощи для салата порезать.
Поджарку делаю сразу на 5-6 порций, беру нужное количество, а остальное замораживаю на потом.
На ужин готовим что-то простенькое типа салат (который с удовольствием режут малыши) плюс картошечка.

2. Поликлиники-магазины-собес.
Раньше у нас много времени уходило на походы по поликлиникам, собесам, паспортным столам, магазинам.

Мне все надо было сделать самой, я считала, что без моего присутствия ничего не будет сделано, или будет сделано не так, как надо.

Теперь я поняла, что и муж, и старшие дети с этим прекрасно справляются. Просто надо было научиться им доверять.…

К тому же, поход старшего ребенка в магазин уберегает меня от покупки лишнего — он покупает только то, что я указала в списке. Когда я иду в магазин с этим же списком, то всякий раз возвращаюсь с массой того, что не планировала купить, при этом иногда позабыв о запланированной покупке.

3. Когда дети балуются.
Еще теперь я точно знаю, что если дети балуются, то здесь два варианта:
либо им заняться нечем,
либо они устали сами от себя (а т.к. у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, во всем должна быть мера, им потом физически трудно остановиться). Мы с мужем стараемся не давать детям дурачиться, то есть баловаться от нечего делать.

Вот и сегодня вечером мой шестилетний ребенок начал дурачиться. Я взяла его за руку, отвела к мольберту, написала примеры по его возрасту и он их с удовольствием начал решать (отвлекся, переключился), а потом рисовал орнаменты по образцу. Так зарисовался, что самому понравилось — в этот момент напоминаю ему, что время дано человеку для дела, а не для баловства.

4. Грудное кормление.
Можно прекрасно совмещать с чтением и себе и детям, с едой, с разговором по телефону и написанием писем в Интернете.

5. Прогулки.
Можно превращать в познавательные уроки, изучая кору на деревьях, рассматривая следы птиц и провожая лед на Неве.

Прогулки — это вообще спасение:
во-первых, это общение, которого порой не хватает нашим детям,
а во-вторых, чем дольше мы гуляем, тем меньше беспорядка дома.

Пришли с улицы, разделись, руки помыли, поели и — «Тихая игра»: одного в ванну играть в кораблики, другого в комнату, строить из ЛЕГО, третьего на кухню, рисовать или лепить. И все при деле.

Наш обычный день выглядит примерно так.

Утро.
Подъем, будим детей. Пока старшие собираются и завтракают, мы со средним делаем логопедические задания, которые задали в садике. В это же время снимаю высушенное белье, вешаю сушить то, что постиралось за ночь, что-то глажу…
Теперь надо разбудить и собрать самых маленьких.

Все готовы - выходим. Старших сажаем на автобус (гимназия далеко, но она того стоит). Первые года то папа, то я отвозили и забирали детей — теперь пришло время, и в школу они ездят сами, маршрут знают наизусть.

Машем им ручками и с малышами продолжаем наш путь к садикам. По пути обсуждаем планы на вечер, повторяем логопедические рифмовки или заданные стихи, дружно решаем в уме примеры, поем песенки. Сдаем первого ребенка в сад - я только заглядываю в группу, чтобы сказать о том, что я сдаю им ребенка (в саду все удивляются, какие дети у нас самостоятельные). Потом ведем второго в другой, логопедический сад.

Все, утренняя «развозка» закончена, и можно погулять с теми, кто пока еще при маме.

Гуляем в основном туда, куда ноги малыша идут, не торчим на детских площадках - это сужает кругозор ребенка. Мы с ним изучаем окружающий мир: жучков, песочек, камушки, стоим и подолгу смотрим на трактор, на машины, он что-то спрашивает, я отвечаю - вот считай и на «развивалки» сходили….

После прогулки заходим в магазин, покупаем продукты, иногда забегаем в библиотеку, чтобы обменять книги.

Дома - завтрак для малышей.

Потом, через некоторое время, — домашнее плавание в большой ванне. Так как плавание это активный процесс, во время которого малыш бурно себя ведет, мы перенесли его с вечера на утро.

После плавания младшая дочка легко засыпает.

В это время я читаю что-то сыну или проверяю электронную почту.

Потом мы с ним занимаемся домашними делами: сыну надо чинить его машинки и строить гаражи, а мне нужно по максимуму успеть сделать домашнюю работу.

День.
Когда школьники возвращаются из гимназии, мы все вместе обедаем. За столом все наперебой делятся своими новостями за день, я слушаю их внимательно, что-то комментирую, делаю какие-то замечания.

Затем час на уроки.

И начало вечерней «развозки»: идем в один садик, потом в другой. В какие-то дни идем в ДТЮ на дополнительные занятия, в какие-то - в музыкальную школу. У старших есть музыка, рисование, бассейн, у малышей — музыка, рисование, игровой танец. Два раза в неделю приходит репетитор по английскому. Всё, все пристроены, и мы всех ждем, гуляя рядом по парку.

Если нам повезло, и папа вернулся с работы рано, то обратно едем домой на машине. Если нет, то веселой толпой сами идем домой.

Раз в неделю нам надо ездить на Садовую к логопеду. Поэтому мы заезжаем в школу за сыном, погружаемся в подземку, едем в центр — вот и экскурсия по городу для детей.

Вечер.
Дома, пока я разогреваю ужин, младшие дети здесь же заняты со мной «творческим ящичком». В это время папа общается со старшими.

Семейный ужин, и опять разговоры, шутки, смех…. Посуду после ужина моют поочередно старшие ребята, я в это время укладываю спать малышку, а папа купает всю младшую компанию в ванной.

Затем доделываем уроки, т.е. то, с чем наши школьники не справились самостоятельно.

Потом — сбор с вечера всего на завтра, и — долгожданное вечернее чтение. Сначала читаю для младших про «репки-колобки», потом для старших. Слушают с интересом все дети.

Часто по вечерам старшие, если не задано много уроков, сами читают малышам, укладывают их спать — а это значит, что мы с мужем можем сходить прогуляться перед сном, выпить в кафе чай-кофе, а можем просто вдвоем посмотреть какой-нибудь фильм.

В выходные дни
Обычно мы ездим в гости, в музеи или на длительные прогулки.

В воскресенье у старших — воскресная школа.

Старшая дочка (по собственной инициативе) занимается с малышами музыкой, а по моей просьбе — помогает братьям с английским.

Еще мы вместе готовим, печем пироги….

Но главное — даже не в режиме и не в системе.
Самое главное, что я поняла уже как многодетная мама:В этом мире можно прожить без супа, без выученных уроков — но нельзя жить без любви. Все, что ты делаешь, надо делать с любовью — и тогда любое дело дается легче.

Дети в любую семью, если их любят, приносят много радости, счастья, а также хлопот и забот. Многодетной маме всегда сложнее, чем той, у которой один или два ребенка. За постоянными заботами о детях и хлопотах по хозяйству мамочка в большой семье иногда теряет это ощущение счастья от многодетности, становится подчас раздраженной, вечно занятой. Все ее дела сводятся к готовке, уборке, к тому, чтобы вовремя всех накормить, собрать в школу-садик, потом забрать, уложить спать и т.п. А зря. Даже в этом случае можно оставаться не просто счастливой, а еще и ухоженной, и красивой.
Для этого в первую очередь нужно понять, что большая семья - показатель вашей силы. Ведь, многие боятся рожать третьего, четвертого и т.д. ребенка именно из-за отсутствия времени и денег, из-за боязни, что не справятся с этим. А вы будете показывать всем своим образом жизни и поведением, что это не так. Наверное, понять это может только тот, у кого есть не один ребенок.

Планируем время для каждого отдельно

Ладно, в сторону все разглагольствования, они только запутывают. Перейдем к конкретным действиям. Чтобы все успевать, нужно правильно планировать время. Для чего берем ручку и блокнот. Записываем все ежедневные обязанности, без которых обойтись никак нельзя. Возьмем для примера семью с тремя детьми, когда папа работает, а мама ухаживает за детьми. Во-первых, можете порадоваться, что детей у вас не так уж и много, и, во-вторых, не приходиться думать о зарабатывании денег.

Допустим, что первый ребенок - школьник младших классов, второй ребенок - ходит в детский садик, а третий - малыш до года. Отмечаем в блокноте, когда нужно поднять самого старшего, чтобы он успел собраться в школу, позавтракать и т.п. Когда он приходит из школы, когда его надо накормить обедом, после которого он может немного отдохнуть, погулять, заняться своими делами. Когда ему нужно сесть за уроки, сколько времени вам надо, чтобы вместе их сделать, при этом стоит подумать, чем будет заниматься самый маленький - может, он как раз в это время спит.

Теперь записываем все о втором ребенке - когда его надо отвести в садик, забрать, не забудьте, что ему нужно уделить минимум полчаса внимания с вашей стороны: почитать, послушать истории из садика и т.п. Отметьте, когда он ложится спать, когда его следует искупать перед сном и т.п.

Ну и записываем все о третьем ребенке. Здесь, конечно, потребуется больше времени, в зависимости от конкретного возраста. Когда спит, когда ест, когда купается и т.п. Кстати, в такой ситуации - самый лучший выход в кормлении - по расписанию, чтобы там ни говорили его противники. Во-первых, это удобно всей семье, больше шансов, что вы сможете уделить достаточно внимания и другим членам семьи, переделать все дела, во-вторых, ребенок, когда живет по заведенному, никогда не нарушаемому режиму, более спокоен и лучше развивается. Он привыкает, что в это время едят, а в это - спят, поэтому и относится ко всему спокойно. Конечно, на первых порах придется нелегко, особенно, если до этого подобных правил в вашей семье не было, ведь, придется всех приучать к определенному распорядку, зато потом все пойдет легко и без проблем. Попробуйте - и сами убедитесь.

Собираем все воедино

После того, как записаны все основные моменты по каждому ребенку отдельно, нужно все это совместить вместе. Кстати, не забудьте, учесть такие моменты, что детям нужно ложиться спать до девяти вечера, нужно правильно продумать распорядок дня для каждого, чтобы времени хватало и на занятия, и на уроки, и на отдых и личные дела, прогулки и т.п.

Самое сложное - совместить три распорядка вместе. Для начала попробуйте кормить детей в одно и то же время, например, ужин и завтрак могут быть совместными, обед - с теми детьми, кто в это время дома, то есть со старшим и младшим. Конечно, у малыша будет свой порядок кормления, но его нужно постепенно, по мере взросления, придвигать к тому времени, когда ест вся семья. Утром нужно вставать всем пораньше, чтобы вовремя собраться, все необходимое желательно подготовить вечером, чтобы не было лишней суеты. Провожая старших детей в школу и в садик, младшего можно взять с собой как на прогулку, после можно зайти в магазин за продуктами. Все списки обязательно нужно составлять заранее, в том числе не лишне будет продумать и маршрут, чтобы не пришлось тратить время на лишнюю беготню.

Пока старшие дети на уроках и в садике можно позаниматься с малышом, отвести для этого определенное время. Нужно также предусмотреть полчаса, которые малыш должен провести самостоятельно, ему необходимо учиться развлекать себя самому. При этом совсем необязательно оставлять его одного в комнате, можно посадить рядом или в манеже и заняться какими-нибудь делами, например, погладить белье. Когда он ляжет спать - идем готовить. Меню тоже желательно продумывать заранее, рекомендуется также поискать в интернете или в книгах полезные рецепты, которые готовятся быстро. Помощниками станут и современные бытовые приборы - микроволновка, мультиварка и т.п. Вкусный и полезный борщ можно приготовить и в мультиварке, при этом от вас потребуется меньше усилий, а значит, и времени.

Старший пришел из школы - самое время его покормить, заодно поинтересоваться школьными делами. Пока он отдыхает после школы, можете отдохнуть и вы, если малыш спит, если нет, займите его чем-нибудь. Еще одна прогулка, уже совместно с малышом и старшим ребенком - зайти в садик за средним, после можно вместе погулять.

Придя домой, покормите детей, старший пусть садится за уроки, а с остальными можно пока поиграть. Через какое-то время проверьте уроки, начните готовиться ко сну. Пока старшие собирают игрушки, младшего можно искупать и уложить спать. Потом - среднего, пока он плавает в ванне под присмотром старшего можно разобрать кровати, подготовить все необходимое на завтра и т.д. Возможно, старший будет купаться самостоятельно, может, потребуется ему небольшая помощь. Когда все легли, сполоснитесь и вы, чтобы снять усталость, а еще лучше полежите в ванне, расслабьтесь.

Обязательный отдых и планы на завтра

Теперь у вас есть час или два свободного времени, можно отдохнуть и заняться своими делами: почитать, посмотреть кино и т.п. Только не забудьте сначала записать план на следующий день. А вообще стоит выделить пару часов в какой-нибудь день, например, в выходной, когда папа гуляет с детьми, чтобы составить план на неделю, меню, список покупок. Покупки можно делать как раз в неделю, сразу закупая все необходимое, так и ежедневно, как вам удобнее. Возможно, много времени на домашние дела у вас не останется. Здесь на помощь придут бытовые приборы, о чем уже говорилось, и все тот же план дел. Минут 15 в день можно найти на уборку, хоть и кажется, что этого мало, но если их использовать с умом, то у вас всегда будет чисто. Например, в понедельник убираем кухню, во вторник - протираем пыль, в среду - моем пол и т.п. Заранее следует расписать, когда и что делать, тогда вы все успеете.

Конечно, все перечисленное выше - весьма приближенный пример. Но на него можно ориентироваться при составлении собственного распорядка дня, учитывая особенности вашей семьи и ее вкусы. Предупреждаю, что сложно будет только в начале, потом и все члены вашей семьи привыкнут к новым правилам и все будет гораздо проще.

При составлении распорядка не забудьте оставить немного времени для заботы о своей внешности. Наложить маску, пока принимаете ванну, совсем несложно, совершать прогулки в быстром темпе тоже нетрудно, зато будете выглядеть хорошо и все успевать.

Хорошо, если сможете найти время и для гимнастики, достаточно 10-15минут занятий, чтобы выглядеть достойным образом. А контрастный душ по утрам не займет много времени, зато придаст бодрости и сил на весь день.

Удачи вас, успехов и счастья. Пусть вы всегда будете все успевать, выглядеть на все 100% и получать радость от жизни и многодетности!

  • Разделы сайта