Оформление развивающей среды в группе доу. Предметно - пространственная развивающая среда в старшей группе доу

Уголок ряженья – необходимый атрибут группы. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Желательно, что бы этот уголок помогали пополнять родители, тем материалом, который находится у них дома и им уже не нужен.

Уголок природы – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок — книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Место для уединения

В группе организовано место для уединения – где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

Раздевальная комната

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть панно «Наша группа», где размещены фото детей, посещающих группу.

Здесь оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Кухня», «Столовая», «Парикмахерская». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры:
в «Больницу» в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевоз-можные пузыречки и коробочки от таблеток;
для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем, а также предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

валентина Писарева

Презентация на тему : «Представление предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) в первой младшей группе »

Маленький ребенок по своей природе – исследователь. На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего мира. Предметная деятельность становится ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребенка. В процессе познания ближайшего окружения внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы окружающего мира . Задача взрослого- помочь ребенку разобраться в интересном мире познания, создать условия для развития ребенка . Одним из таких условий может стать предметно- развивающая среда вокруг ребенка .

Предметно- развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие ребенка , создать эмоционально- положительную атмосферу в группе . Она помогает воспитателю проводить ООД, игры- занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием, организуется с помощью разделения на центры в соответствии с возрастом детей.

Хочу представить вашему вниманию организацию ППРС в нашей первой младшей группе . Предметно- развивающая среда начинается уже с раздевальной комнаты, где мы встречаем наших малышей.

Наша группа называется «Акварельки» , и яркие краски, которыми она оформлена, поднимают настроение. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики с именами детей, скамейки, «алгоритм» процесса одевания, также нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей и доска- экспозиция для поделок и рисунков детей, которые постоянно обновляются.

1 Игровой центр.


Начнем нашу презентацию с игрового центра, который обеспечивает социально- коммуникативное развитие детей , помогает формировать у них основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. В нашем игровом центре собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта . Оснащение : куклы, кроватки, коляски, кухонный гарнитур, стиральная машина, посуда, муляжи продуктов. Сундучок с предметами - заместителями пользуется у детей огромным успехом и развивает у них воображение . Есть полки, где расположены экспонаты для сюжетно- ролевых игр : «Больница» , «Супермаркет» .


Наш игровой центр пользуется популярностью как у девочек, так и у мальчиков. Для девочек большой интерес представляет кухня , где можно приготовить вкусный обед, мини- парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или подружке модную прическу. «Супермаркет» и «Медицинский кабинет» привлекают как девочек, так и мальчиков. Еще больший интерес у мальчиков вызывает наш уголок «Безопасное движение» , находящийся за ширмой, с помощью которой поделен наш игровой центр.


Он оснащен необходимыми атрибутами к дорожным сюжетно- ролевым играм, играм – занятиям для закрепления ПДД. Это транспортные средства разных размеров , светофор, макет улицы, дидактические игры.

2 Природный центр.


Находясь в уголке природы, создается ощущение, что мы очутились на лесной поляне. кроме цветов уголок заселяют лесные звери : зайцы, ежи и др. имеется необходимое оборудование для ухода за комнатными растениями : палочки для рыхления, ведерки, совочки, пульвезаторы. В центре расположен уголок «Мода и погода» , где ребенок может познакомится с сезонными изменениями в природе и одеждой людей, необходимой для текущего времени года.


3 Экспериментально-исследовательский центр.


Рядом расположен экспериментально- исследовательский центр, с помощью которого можно проводить несложные опыты. Сюда входит песок, вода, соль, сахар, различные емкости для наливания и переливания, зеркальца для игр солнечным зайчиком. Для игр с водой имеются резиновые игрушки. Дети любят играть с водой, это вызывает у них положительные эмоции.

4 Краеведческий центр.


В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Для детей этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства не только к своей семье, детскому саду, но и к своему родному городу. Детям младшей группы трудно еще представить себе , что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. В этом состоит цель краеведческого центра. Демонстрационный материал : фотографии и магниты с достопримечательностями нашего города, изображение герба города, макет дома, фигурки членов семьи, фигурки домашних животных.


5 Сенсорный центр.


Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями раннего детства. Важным условием, способствующим сенсорному развитию является специально организованная среда , которая включает в себя : дидактический стол, пирамидки различной цветовой гаммы и формы, разные мозаики, игрушки шнуровки, дидактические игры.

6 Центр изодеятельности.


Для центра творчества отведено такое место, чтобы свет падал слева. Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение, потому что изобразительная деятельность- неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. В оснащение центра входят простые и цветные карандаши, восковые мелки, краски и кисточки, трафареты, листочки бумаги. Здесь же располагается материал для нетрадиционного рисования : зубные щетки, ватные палочки, губки, шприцы, колпачки.

7 Учебный центр.


Учебному центру в группе отводится особое место, так как именно здесь проходит ООД, проводятся игры- занятия. Из оборудования сюда входят коврограф, наборное полотно, напольная магнитная доска, столы и стулья для детей. Мебель соответствует росту детей, столы с закругленными краями, следовательно, безопасны для детей. Наборное полотно и коврограф, прикрепленные к стене, оснащены специальными учебными светильниками, что дает дополнительное освещение этого центра. Возможно изменение рабочего пространства за счет разного расположения столов : соединение в один общий рабочий стол (для групповой деятельности ) или компоновка для четырех детей (для парной или индивидуальной деятельности) .

8 Книжный центр.


Прочитать сказку или рассмотреть любимую иллюстрацию в книге нам поможет книжный центр. Дети могут полюбоваться изображением огромной раскрытой книги со сказочными героями, созданной руками мамы одного из воспитанников. В центре расположены сказки и рассказы для малышей, книжки- малышки, предметные и сюжетные картинки , герои сказок и мультфильмов- игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки, альбомы для рассматривания по темам : «Профессии» , «Времена года» . Дети с удовольствием листают любимые книги, а также с воспитателем могут «полечить» свою любимую книжку, если та «заболела» . Для этой цели в уголке находится «аптечка» - ножницы, клей, бумага, скотч.

9 Речевая игротека


Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего развития детей . Мы заботимся о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждаем и исправляем различные нарушения. Речевой центр размещается рядом с книжным, его оборудование побуждает детей к речи, общению. Сюда входят картинки по лексическим темам, которые постоянно обновляются согласно теме недели, игры по звуковой культуре, пальчиковые игры, словесно- дидактические игры, потешки, скороговорки. Неотъемлимый атрибут центра игрушка- вызывает интерес, побуждает к речевой активности.

10 Театральный центр


Этот центр- важный объект ППРС, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу , объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание происходит не от лица взрослого, пока еще неизвестного человека, а от кукол. В театральном центре располагается ширма, маски сказочных персонажей и несколько видов театров : кукольный, плоскостной, настольный. Все персонажи сделаны руками воспитателей.

11 Центр ряжения.


В данном центре можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей . На плечиках расположились нарядные вещи, докторские халаты, костюмы героев сказок, мамины туфли, сундучок с юбками и платками. Все вещи активно используются детьми для игр- драмматизациий.

12 Мини-музей «Зонты и шляпы»


Оснащение мини- музея как бы дополняет центр ряжения. Здесь находится коллекция зонтов, шляп, вееров для сюжетно- ролевых игр детей.

13 Конструкторский центр.


В нашем конструкторском центре кроме традиционного материала для строительных игр (большой пластмассовый конструктор, пирамидки, деревянные и мягкие кубики) есть и нестандартный- это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они мягкие, устойчивые, имеют различную форму) . Также здесь на полочках размещены машины- самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки или просто перевозить конструктор).

14 Музыкальный центр.


Центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как : барабан, гитара, колокольчик, пианино, бубен и др. Народные игрушки : шумелки, деревянные ложки. Также в центре присутствует магнитофон, диски с детскими песнями, дидактические игры с музыкальным содержанием.

15 Спортивный центр.


Этот центр пользуется особой популярностью у детей, так как реализует их потребности в движении. Здесь есть резиновый массажный коврик, мячики разных размеров, гантели, кегли, скакалки- все то,что необходимо для проведения подвижных игр.

16 Центр уединения.


Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в центр уединения и релаксации. Это маленький домик, внутри которого есть одеяла и подушки, на которых можно полежать и отдохнуть или тихо поиграть с мягкой игрушкой.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей - это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) - это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Трансформируемой;

Вариативной;

Полифункциональной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность РПП среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

От образовательной ситуации;

От меняющихся интересов детей;

От возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

Периодическую сменяемость игрового материала;

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

Соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

Центр ПДД;

Центр пожарной безопасности;

Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

Центр «Уголок Природы»;

Центр сенсорного развития;

Центр конструктивной деятельности;

Центр математического развития;

Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

Центр Книги;

Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

Центр ИЗО или уголок творчества;

Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

Физическое развитие:

Центр физического развития;

Спортивный уголок «Будь здоров!»

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.

Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Речевое развитие.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно - эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

  1. Развивают артикуляционную моторику;
  2. Расширяют словарный запас;
  3. Развивают монологическую и диалогическую речь;
  4. Развивает общую и мелкую моторику.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .

  1. Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
  2. Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
  3. Определить дополнительное оборудование.
  4. Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Летучева Екатерина

Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию оформление уголков и игровых зон в детском саду. Каждая игровая зона постоянно пополняться наглядными пособиями, изготовленными воспитателем совместно с детьми и родителями. Красочно оформленные зоны привлекают внимание детей, повышают интерес к игровой деятельности, позволяют эффективно усваивать программный материал

Раздевалка

Уголок «Развивайка»

Цель: знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме. Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки. Обогащение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.


Уголок сюжетно-ролевых игр

Цель: формирование ролевых действий, коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей. Развивать умение, использовать постройки из строительного материала. (доктор Айболит, семья и другие)


Уголок строительно-конструктивных игр

Цель: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Уголок экспериментирования

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению


Уголок природы

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру в целом. Приобщение детей к уходу за растениями. Формирование начал экологической культуры, первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) Развитие мышления, любознательности, познавательной активности.

Уголок «Книжкин дом»

Цель: формирование интереса к книге, умения обращаться с книгой. Приучать детей слушать сказки, рассказы стихотворения. Развивать интерес к иллюстрированным книгам.

Физкультурный - оздоровительный уголок

Цель: стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей, мышц позвоночника, профилактика плоскостопия. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Обеспечивать и регулировать уровень двигательной активности детей в режиме дня.

Музыкальный уголок

Уголок «Театр»

Цель: развитие творчества детей на основе литературных произведений. Формирование умения ставить несложные представления. Развитие интереса к театрально - игровой деятельности.

Уголок безопасности и юного пешехода

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, закрепить знания о сигналах светофора и правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора. Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге. Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.



Уголок ИЗО

Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Развитие пальчиковой моторики.

Уголок математики

Уголок патриотического воспитания

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране, родному городу, посёлку. Формировать патриотические чувства, знакомить с символикой нашей страны.

Уголок развития речи

Уголок уединения

Публикации по теме:

Анализ игровых зон и игрового материала в своей группе Наша группа называется «?». В нашей группе списочный состав: 15 детей из них: 9 девочек и 6 мальчиков. В групповой комнате располагаются.

Из опыта работы «Использование современных игровых технологий в детском саду» Из опыта работы Тема: «Использование современных игровых технологий в МДОКУ детский сад «Колосок» 1 слайд Актуальность использования современных.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Оформление и оснащение музыкальных уголков Консультация для воспитателей на тему: «Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ» Подготовила Башлыкова.

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС является одним из самых важных пунктов, потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте.

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.
  • Разделы сайта