Сакариас топелиус - три ржаных колоса. Три ржаных колоса материал на тему Сказка Три ржаных колоса

Театрализованное представление «Три ржаных колоска» (сказка).
Ведущий: Все началось под Рождество. Жил в деревне богатый крестьянин. Деревня раскинулась на берегу озера, и на самом видном месте. Стоял дом богача - с пристройками, амбарами, сараями, за глухими воротами. А на другом берегу, возле самого леса, ютилась маленькая бедная избушка – всем ветрам открытая. На дворе была стужа. Деревья так трещали от мороза, а над озером кружились тучи снега.
Жена богача: Послушай, хозяин
Ведущий: сказала жена богача
Жена богача: давай положим на крышу хоть три ржаных колоса для воробышков. Ведь нынче праздник, Рождество.
Богач: Не так я богат, чтобы выбрасывать столько зерна каким – то воробьям.
Ведущий: сказал богач.
Жена богача: Да, ведь обычай такой…
Ведущий: снова сказала жена.
Богач: а я тебе говорю, что не так богат, чтобы бросать зерно воробьям.
Ведущий: сказал, как отрезал богач. Но жена не унималась. Уж, наверное, тот бедняк, что на другой стороне озера живет.
Ведущий: сказала она.
Жена богача: не забыл про воробьев в рождественский вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он.
Богач: не болтай вздор
Ведущий: прикрикнул на нее богач.
Жена богача: ну ведь обычай…
Богач: знай свое дело, пеки хлеб да присматривай, чтобы окорок не подгорел. А воробьи – не наша забота.
Ведущий: И вот в богатом крестьянском доме стали готовиться к встрече Рождества: и пекли, и жарили, и тушили, и варили. От мисок стол прямо ломился. Только голодным воробьям, которые прыгали по крыше, не досталось ни крошки. Напрасно кружили они над избой – ни одного зернышка, ни одной хлебной крошки не нашли. А вот в бедной избушке на другой стороне озера словно и забыли про Рождество. На столе и в печи было пусто, зато воробьям было приготовлено на крыше богатое угощение – целых три колоса спелой ржи.
Жена бедного: если бы мы вымолотили эти колосья, а не отдали их воробьям, и у нас бы сегодня был праздник. Каких бы лепешек я напекла к Рождеству!
Ведущий: сказала со вздохом жена бедного крестьянина.
Крестьянин: какие лепешки!
Ведущий: засмеялся крестьянин. Ну много ли ты зерна намолотила бы из этих колосьев. Как раз для воробьиного пира.
Жена бедного: и то правда
Жена бедного согласилась жена
Крестьянин: не печалься жена, я ведь скопил немного денег к Рождеству. Собирай детей, пусть идут в деревню да купят там нам свежего хлеба и кувшин молока.
Жена бедного: хорошо. Возьмите дети санки и купите то, что папа сказал.
Ведущий: и вот маленький Ваня со своей сестренкой Машей взяли санки, мешок для хлеба, кувшин для молока и отправились в деревню. Все купили ребята, что наказали взрослые. Пока возвращались, уже стемнело, а снег все падал и падал. Вдруг, что – то зашевелилось и они увидели волчицу.
Волчица: у-у-у какая вьюга! Моим волчатам есть нечего, поделитесь хлебушком.
Дети: на, держи. Нам хватит.
Ведущий: поблагодарила их волчица. Отправились дети дальше. Вдруг видят, стоит медведица.
Медведица: мор-р-роз, какой мор-р-роз! Все замерзло, а так пить хочется. Поделитесь со мной молочком, пожалуйста.
Дети: возьми кружечку с молоком, нам хватит.
Ведущий: поблагодарила их медведица и скрылась из виду. Пришли дети домой. Радостно их встретили родители. Накрыли стол. И все семейство уселось за стол, а за окном стояли волчица и медведица, будто бы улыбаясь всем.
Крестьянин: вот чудеса, сколько бы я не отрезал хлеба и не наливал молока все остается как будто бы не тронутым. Все таки дети – это хорошо, когда вы умеете делиться друг с другом и с братьями нашими меньшими…А когда пришла весна, веселое чириканье воробьев словно приманило солнечные лучи на поле бедного крестьянина, и урожай у него был такой, какого никто никогда не знал. И за какое бы дело не взялась семья крестьянина, все у них ладилось и спорилось. А что же происходило в семье богача?
Жена богача: посмотри, как все у крестьянина получается! Может, что – то мы не так делаем? Давай попробуем что – то давать, но от доброго сердца.
Богач: слушай, жена, у нас остался небольшой сноп немолоченной ржи. Вынь – ка три колоса да прибереги их к Рождеству для воробьев. Начнем, пожалуй с них!
Ведущий: вот такая поучительная сказка!
Стихи

Все началось под Новый год.

Жил в одной деревне богатый крестьянин. Деревня стояла на берегу озера, и на самом видном месте высился дом богача — с пристройками, амбарами, сараями, за глухими воротами.

А на другом берегу, у лесной опушки, ютился маленький домишко, всем ветрам открытый. Да только и ветер ничем не мог здесь разжиться.

На дворе была стужа. Деревья так и трещали от мороза, а над озером кружились тучи снега.

— Послушай, хозяин, — сказала жена богатея, — давай положим на крышу хоть три ржаных колоса для воробьев! Ведь праздник нынче, Новый год.

— Не так я богат, чтобы выбрасывать столько зерна каким-то воробьям, — сказал старик.

— Да ведь обычай такой, — снова начала жена. — Говорят, к счастью это.

— А я тебе говорю, что не так я богат, чтобы бросать зерно воробьям, — сказал, как отрезал, старик.

Но жена не унималась.

— Уж, наверное, тот бедняк, что на другой стороне озера живет, — сказала она, — не забыл про воробьев в новогодний вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он.

— Не болтай вздора! прикрикнул на нее старик. — Я и без того немало ртов кормлю. Что еще выдумала — воробьям зерно выбрасывать!

— Так-то оно так, — вздохнула старуха, — да ведь обычай...

— Ну вот что, — оборвал ее старик, — знай свое дело, пеки хлеб да присматривай, чтобы окорок не подгорел. А воробьи не наша забота.

И вот в богатом крестьянском доме стали готовиться к встрече Нового года — и пекли, и жарили, и тушили, и варили. От горшков и мисок стол прямо ломился. Только голодным воробьям, которые прыгали по крыше, не досталось ни крошки. Напрасно кружили они над домом — ни одного зернышка, ни одной хлебной корочки не нашли.

А в бедном домишке на другой стороне озера словно и забыли про Новый год. На столе и в печи было пусто, зато воробьям было приготовлено на крыше богатое угощение — целых три колоса спелой ржи.

— Если бы мы вымолотили эти колосья, а не отдали их воробьям, и у нас был бы сегодня праздник! Каких бы лепешек я напекла к Новому году! — сказала со вздохом жена бедного крестьянина.

— Какие там лепешки! — засмеялся крестьянин. — Ну много ли зерна намолотила бы ты из этих колосьев! Как раз для воробьиного пира!

— И то правда, — согласилась жена. — А все-таки...

— Не ворчи, мать, — перебил ее крестьянин, — я ведь скопил немного денег к Новому году. Собирай-ка скорее детей, пусть идут в деревню да купят нам свежего хлеба и кувшин молока. Будет и у нас праздник — не хуже, чем у воробьев!

— Боюсь я посылать их в такую пору, — сказала мать, — тут ведь и волки бродят...

— Ничего, — сказал отец, — я дам Юхану крепкую палку, этой палкой он всякого волка отпугнет.

И вот маленький Юхан со своей сестренкой Ниллой взяли санки, мешок для хлеба, кувшин для молока, здоровенную палку на всякий случай и отправились в деревню на другой берег озера.

Когда они возвращались домой, сумерки уже сгустились.

Вьюга намела на озере большие сугробы. Юхан и Нилла с трудом тащили санки, то и дело проваливаясь в глубокий снег. А снег все валил и валил, сугробы росли и росли, а до дома было еще далеко.

Вдруг во тьме перед ними что-то зашевелилось. Человек не человек, и на собаку не похоже. А это был волк — большущий, худой. Пасть открыл, стоит поперек дороги и воет.

— Сейчас я его прогоню, — сказал Юхан и замахнулся палкой.

А волк даже с места не сдвинулся. Видно, ничуть его не испугала палка Юхана, но и на детей нападать он как будто не собирался. Он только завыл еще жалобнее, словно просил о чем-то. И как ни странно, дети отлично понимали его.

— У-у-у, какая стужа, какая лютая стужа, — жаловался волк, — моим волчатам совсем есть нечего! Они пропадут с голоду!

— Жаль твоих волчат, — сказала Нилла, — но у нас самих нет ничего, кроме хлеба. Вот возьми два свежих каравая для своих волчат, а два останутся нам.

— Спасибо вам, век не забуду вашу доброту, — сказал волк, схватил зубами два каравая и убежал.

Дети завязали потуже мешок с оставшимся хлебом и, спотыкаясь, побрели дальше.

Они прошли совсем немного, как вдруг услышали, что кто-то тяжело ступает за ними по глубокому снегу. Кто бы это мог быть? Юхан и Нилла оглянулись. А это был огромный медведь. Медведь что-то рычал по-своему, и Юхан с Ниллой сначала никак не могли понять его. Но скоро они стали разбирать, что он говорит.

— Мор-р-роз, какой мор-р-роз, — рычал медведь. — Все р-р-р-ручьи замерзли, все р-р-реки замерзли...

— А ты чего бродишь? — удивился Юхан. — Спал бы в своей берлоге, как другие медведи, и смотрел бы сны.

— Мои медвежата плачут, просят попить. А все реки замерзли, все ручьи замерзли. Как же мне напоить моих медвежат?

— Не горюй, мы отольем тебе немного молока. Давай твое ведерко!

Медведь подставил берестяное ведерко, которое держал в лапах, и дети отлили ему полкувшина молока.

— Добрые дети, хорошие дети, — забормотал медведь и пошел своей дорогой, переваливаясь с лапы на лапу.

И Юхан с Ниллой пошли своей дорогой. Поклажа на их санках стала полегче, и теперь они быстрее перебирались через сугробы. Да и свет в окне их домика уже виднелся сквозь тьму и метель.

Но тут они услышали какой-то странный шум над головой. Это был и не ветер, и не вьюга. Юхан и Нилла посмотрели вверх и увидели безобразную сову. Изо всех сил она била крыльями, стараясь не отстать от детей.

— Отдайте мне хлеб! Отдайте молоко! — выкрикивала сова скрипучим голосом и уже растопырила свои острые когти, чтобы схватить добычу.

— Вот я тебе сейчас дам! — сказал Юхан и принялся размахивать палкой с такой силой, что совиные перья так и полетели во все стороны.

Пришлось сове убираться прочь, пока ей совсем не обломали крылья.

А дети скоро добрались до дому. Они стряхнули с себя снег, втащили на крыльцо санки и вошли в дом.

— Наконец-то! — радостно вздохнула мать. — Чего я не передумала! А вдруг, думаю, волк им встретится...

— Он нам и встретился, — сказал Юхан. — Только он нам ничего плохого не сделал. А мы ему дали немного хлеба для его волчат.

— Мы и медведя встретили, — сказала Нилла. — Он тоже совсем не страшный. Мы ему молока для его медвежат дали.

— А домой-то привезли хоть что-нибудь? Или еще кого-нибудь угостили? — спросила мать.

— Еще сову! Ее мы палкой угостили! — засмеялись Юхан и Нилла. — А домой мы привезли два каравая хлеба и полкувшина молока. Так что теперь и у нас будет настоящий пир!

Время уже подходило к полуночи, и все семейство уселось за стол. Отец нарезал ломтями хлеб, а мать налила в кружки молока. Но сколько отец ни отрезал от каравая, каравай все равно оставался целым. И молока в кувшине оставалось столько же, сколько было.

— Что за чудеса! — удивлялись отец с матерью.

— Вот как много мы всего накупили! — говорили Юхан и Нилла и подставляли матери свои кружки и плошки.

Ровно в полночь, когда часы пробили двенадцать ударов, все услышали, что кто-то царапается в маленькое окошко.

И что же вы думаете? У окошка топтались волк и медведь, положив передние лапы на оконную раму. Оба весело ухмылялись и приветливо кивали хозяевам, словно поздравляли их с Новым годом.

На следующий день, когда дети подбежали к столу, два свежих каравая и полкувшина молока стояли будто нетронутые. И так было каждый день. А когда пришла весна, веселое чириканье воробьев словно приманило солнечные лучи на маленькое поле бедного крестьянина, и урожай у него был такой, какого никогда никто не собирал. И за какое бы дело ни взялись крестьянин с женой, все у них в руках ладилось и спорилось.

Зато у богатого крестьянина хозяйство пошло вкривь и вкось. Солнце как будто обходило стороной его поля, и в закромах у него стало пусто.

— Все потому, что мы не бережем добро, — сокрушался хозяин. — Тому дай, этому одолжи. Про нас ведь слава: богатые! А где благодарность? Нет, не так мы богаты, жена, не так богаты, чтобы о других думать. Гони со двора всех попрошаек!

И они гнали всех, кто приближался к их воротам. Но только удачи им все равно ни в чем не было.

— Может, едим слишком много, — сказал старик.

И велел собирать к столу только раз в день. Сидят все голодные, а достатка в доме не прибавляется.

— Верно, мы едим слишком жирно, — сказал старик. — Слушай, жена, пойди к тем, на другом берегу озера, да поучись, как стряпать. Говорят, в хлеб можно еловые шишки добавлять, а суп из брусничной зелени варить.

— Что ж, я пойду, — сказала старуха и отправилась в путь.

Вернулась она к вечеру.

— Что, набралась ума-разума? — спросил старик.

— Набралась, — сказала старуха. — Только ничего они в хлеб не добавляют.

— А что, ты пробовала их хлеб? Уж, верно, они свой хлеб подальше от гостей держат.

— Да нет, — отвечает старуха, — кто ни зайдет к ним, они за стол сажают да еще с собой дадут. Бездомную собаку и ту накормят. И всегда от доброго сердца. Вот оттого им во всем и удача.

— Чудно, — сказал старик, — что-то не слыхал я, чтобы люди богатели оттого, что другим помогают. Ну да ладно, возьми целый каравай и отдай его нищим на большой дороге. Да скажи им, чтобы убирались подальше на все четыре стороны.

— Нет, — сказала со вздохом старуха, — это не поможет. Надо от доброго сердца подавать...

— Вот еще! — заворчал старик. — Мало того, что свое отдаешь, так еще от доброго сердца!.. Ну ладно, дай от доброго сердца. Но только уговор такой: пусть отработают потом. Не так мы богаты, чтобы раздавать свое добро даром.

Но старуха стояла на своем:

— Нет, уж если давать, так без всякого уговора.

— Что же это такое! — Старик от досады прямо чуть не задохнулся. — Свое, нажитое — даром отдавать!

Театрализованное представление «Три ржаных колоска» (сказка).

Ведущий: Все началось под Рождество. Жил в деревне богатый крестьянин. Деревня раскинулась на берегу озера, и на самом видном месте. Стоял дом богача - с пристройками, амбарами, сараями, за глухими воротами. А на другом берегу, возле самого леса, ютилась маленькая бедная избушка – всем ветрам открытая. На дворе была стужа. Деревья так трещали от мороза, а над озером кружились тучи снега.

Жена богача: Послушай, хозяин

Ведущий: сказала жена богача

Жена богача: давай положим на крышу хоть три ржаных колоса для воробышков. Ведь нынче праздник, Рождество.

Богач: Не так я богат, чтобы выбрасывать столько зерна каким – то воробьям.

Ведущий: сказал богач.

Жена богача: Да, ведь обычай такой…

Ведущий: снова сказала жена.

Богач: а я тебе говорю, что не так богат, чтобы бросать зерно воробьям.

Ведущий: сказал, как отрезал богач. Но жена не унималась. Уж, наверное, тот бедняк, что на другой стороне озера живет.

Ведущий: сказала она.

Жена богача: не забыл про воробьев в рождественский вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он.

Богач: не болтай вздор

Ведущий: прикрикнул на нее богач.

Жена богача: ну ведь обычай…

Богач: знай свое дело, пеки хлеб да присматривай, чтобы окорок не подгорел. А воробьи – не наша забота.

Ведущий: И вот в богатом крестьянском доме стали готовиться к встрече Рождества: и пекли, и жарили, и тушили, и варили. От мисок стол прямо ломился. Только голодным воробьям, которые прыгали по крыше, не досталось ни крошки. Напрасно кружили они над избой – ни одного зернышка, ни одной хлебной крошки не нашли. А вот в бедной избушке на другой стороне озера словно и забыли про Рождество. На столе и в печи было пусто, зато воробьям было приготовлено на крыше богатое угощение – целых три колоса спелой ржи.

Жена бедного: если бы мы вымолотили эти колосья, а не отдали их воробьям, и у нас бы сегодня был праздник. Каких бы лепешек я напекла к Рождеству!

Ведущий: сказала со вздохом жена бедного крестьянина.

Крестьянин: какие лепешки!

Ведущий: засмеялся крестьянин. Ну много ли ты зерна намолотила бы из этих колосьев. Как раз для воробьиного пира.

Жена бедного: и то правда

Жена бедного согласилась жена

Крестьянин: не печалься жена, я ведь скопил немного денег к Рождеству. Собирай детей, пусть идут в деревню да купят там нам свежего хлеба и кувшин молока.

Жена бедного: хорошо. Возьмите дети санки и купите то, что папа сказал.

Ведущий: и вот маленький Ваня со своей сестренкой Машей взяли санки, мешок для хлеба, кувшин для молока и отправились в деревню. Все купили ребята, что наказали взрослые. Пока возвращались, уже стемнело, а снег все падал и падал. Вдруг, что – то зашевелилось и они увидели волчицу.

Волчица: у-у-у какая вьюга! Моим волчатам есть нечего, поделитесь хлебушком.

Дети: на, держи. Нам хватит.

Ведущий: поблагодарила их волчица. Отправились дети дальше. Вдруг видят, стоит медведица.

Медведица: мор-р-роз, какой мор-р-роз! Все замерзло, а так пить хочется. Поделитесь со мной молочком, пожалуйста.

Дети: возьми кружечку с молоком, нам хватит.

Ведущий: поблагодарила их медведица и скрылась из виду. Пришли дети домой. Радостно их встретили родители. Накрыли стол. И все семейство уселось за стол, а за окном стояли волчица и медведица, будто бы улыбаясь всем.

Крестьянин: вот чудеса, сколько бы я не отрезал хлеба и не наливал молока все остается как будто бы не тронутым. Все таки дети – это хорошо, когда вы умеете делиться друг с другом и с братьями нашими меньшими…А когда пришла весна, веселое чириканье воробьев словно приманило солнечные лучи на поле бедного крестьянина, и урожай у него был такой, какого никто никогда не знал. И за какое бы дело не взялась семья крестьянина, все у них ладилось и спорилось. А что же происходило в семье богача?

Жена богача: посмотри, как все у крестьянина получается! Может, что – то мы не так делаем? Давай попробуем что – то давать, но от доброго сердца.

Богач: слушай, жена, у нас остался небольшой сноп немолоченной ржи. Вынь – ка три колоса да прибереги их к Рождеству для воробьев. Начнем, пожалуй с них!

Ведущий: вот такая поучительная сказка!



Технологическая карта образовательной деятельности

(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Вид деятельности Коммуникативная группа Подготовительная

Т ема: Чтение и обсуждение сказки С.Топелиуса «Три ржаных колоска».

Цель: Создание условий по развитию интереса к художественной литературе.

Задачи:

1. Знакомить детей с умением пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять поступки героев.

2. Организация деятельности по развитию детской инициативы, формирование знаний о произведении С. Топелиуса. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

3. Организовать рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы: Сказка С. Топелиуса «Три ржаных колоска», отрывок мультфильма «Вовка в тридесятом царстве»

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Мельница»

Наклоняемся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
(Наклон вперед, руки в стороны, правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; смена положения рук)

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Ребята, я сегодня хотела бы вам показать отрывок из мультфильма «Вовка в тридесятом царстве». И обратить ваше внимание на то, как Вовка поступил с хлебом?

Внимательно слушают, смотрят отрывок мультфильма. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

Подумайте, как Вовка отнесся к такой ценности, как хлеб?

Что с ним случилось? Легко ли печь хлеб?

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

Вы хотите узнать, какие бывают обычаи, традиции, как нужно относиться к хлебу? (Да)

Что нам для этого надо?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.

А вы, ребята, знаете еще какие-нибудь обычаи, обряды, традиции?

С одним из обычаев мы с вами познакомимся, послушав сказку: «Три ржаных колоса».

  1. Для начала давайте рассмотрим, что же из себя представляют колоски. (Дети рассматривают колосья). Много ли в них зернышек?
  2. Чтение сказки З.Топелиус «Три ржаных колоса».

Слушают сказку, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

  1. Беседа о прочитанном:

Вопросы:

  1. О каком новом обычае вы узнали из сказки? (Под Новый год выкладывать на крышу для птиц несколько колосков ржи)
  2. Какая семья поддерживала этот обычай? (Семья бедного крестьянина)
  3. Что случилось с детьми бедняка, когда они поздно ночью возвращались домой? (Встретили голодного волка, рычащего медведя)
  4. Как поступили дети? (Поделились с животными продуктами)
  5. Как сложилась дальнейшая жизнь у бедной семьи? (В семье всегда была еда, поспевал богатый урожай, и за какое дело не взялись бы крестьянин с женой, все у них получалось хорошо)
  6. Что же происходило в богатой семье? (В закромах стало пусто, солнце как будто обходило их поля стороной, урожай не поспевал)
  7. Почему несчастья и невзгоды не покидали богатую семью? (Хозяин был жадный, пожалел три колоска для птиц, гнал всех просящих от дверей своего дома)
  8. Какой можно сделать вывод? (На добрые поступки отвечают добром)

Что говорит нам на это народная мудрость? (пословицы, поговорки)

На что похож каравай хлеба? (теплый, словно солнцем налитой, на солнце).

Хлеб – солнце – доброта связаны друг с другом.

Вспомните, что говорилось в сказке о солнышке, когда у богатого хозяина не вырастал урожай? (солнце как- будто обходило его поле стороной)

Без солнца – нет урожая, без добрых поступков, нет благополучия в семьях, а без хлеба – нет обеда.

  1. Вывод:

Какую же роль играет хлеб в повседневной жизни человека? (Он востребован каждый день, без хлеба нет обеда. Не легко он достается людям.)

“ У народа есть слова: хлеб всей жизни голова”.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительный этап (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

Ребята, как вы думаете, откуда хлеб на стол пришел? (Слушаем варианты ответов детей).

Хотели бы вы подробнее узнать про это?

Каким образом мы с вами можем узнать то, что пока еще не знаем? (спросить у взрослых, из книг, поискать в интернете, посетить музей хлеба…)

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. Знакомство с понятием музей и его назначением.


Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Всё началось под Новый год.

Жил в одной деревне богатый крестьянин. Деревня стояла на берегу озера, и на самом видном месте высился дом богача – с пристройками, амбарами, сараями, за глухими воротами.

А на другом берегу, у лесной опушки, ютился маленький домишко, всем ветрам открытый. Да только и ветер ничем не мог здесь разжиться.

На дворе была стужа. Деревья так и трещали от мороза, а над озером кружились тучи снега.

– Послушай, хозяин, – сказала жена богатея, – давай положим на крышу хоть три ржаных колоса для воробьёв? Ведь праздник нынче, Новый год.

– Не так я богат, чтобы выбрасывать столько зерна каким-то воробьям, – сказал старик.

– Да ведь обычай такой, – снова начала жена. – Говорят, к счастью это.

– А я тебе говорю, что не так я богат, чтобы бросать зерно воробьям, – сказал, как отрезал, старик.

Но жена не унималась.

– Уж, наверное, тот бедняк, что на другой стороне озера живёт, – сказала она, – не забыл про воробьёв в новогодний вечер. А ведь ты сеешь хлеба в десять раз больше, чем он.

– Не болтай вздора! – прикрикнул на неё старик. – Я и без того немало ртов кормлю. Что ещё выдумала – воробьям зерно выбрасывать!

– Так-то оно так, – вздохнула старуха, – да ведь обычай…

– Ну вот что, – оборвал её старик, – знай своё дело, пеки хлеб да присматривай, чтобы окорок не подгорел. А воробьи не наша забота.

И вот в богатом крестьянском доме стали готовиться к встрече Нового года – и пекли, и жарили, и тушили, и варили. От горшков и мисок стол прямо ломился. Только голодным воробьям, которые прыгали по крыше, не досталось ни крошки. Напрасно кружили они над домом – ни одного зёрнышка, ни одной хлебной корочки не нашли.

А в бедном домишке на другой стороне озера словно и забыли про Новый год. На столе и в печи было пусто, зато воробьям было приготовлено на крыше богатое угощение – целых три колоса спелой ржи.

– Если бы мы вымолотили эти колосья, а не отдали их воробьям, и у нас был бы сегодня праздник! Каких бы лепёшек я напекла к Новому году! – сказала со вздохом жена бедного крестьянина.

– Какие там лепёшки! – засмеялся крестьянин. – Ну много ли зерна намолотила бы ты из этих колосьев! Как раз для воробьиного пира!

– И то правда, – согласилась жена. – А всё-таки…

– Не ворчи, мать, – перебил её крестьянин, – я ведь скопил немного денег к Новому году. Собирай-ка скорее детей, пусть идут в деревню да купят нам свежего хлеба и кувшин молока. Будет и у нас праздник – не хуже, чем у воробьёв!

– Боюсь я посылать их в такую пору, – сказала мать. – Тут ведь и волки бродят…

– Ничего, – сказал отец, – я дам Юхану крепкую палку, этой палкой он всякого волка отпугнёт.

И вот маленький Юхан со своей сестрёнкой Ниллой взяли санки, мешок для хлеба, кувшин для молока, здоровенную палку на всякий случай и отправились в деревню на другой берег озера.

Когда они возвращались домой, сумерки уже сгустились. Вьюга намела на озере большие сугробы. Юхан и Нилла с трудом тащили санки, то и дело проваливаясь в глубокий снег. А снег всё валил и валил, сугробы росли и росли, а до дома было ещё далеко.

Вдруг во тьме перед ними что-то зашевелилось. Человек не человек, и на собаку не похоже. А это был волк – большущий, худой. Пасть открыл, стоит поперёк дороги и воет.

– Сейчас я его прогоню, – сказал Юхан и замахнулся палкой.

А волк даже с места не сдвинулся. Видно, ничуть его не испугала палка Юхана, но и на детей нападать он как будто не собирался. Он только завыл ещё жалобнее, словно просил о чём-то. И как ни странно, дети отлично понимали его.

– У-у-у, какая стужа, какая лютая стужа, – жаловался волк. – Моим волчатам совсем есть нечего! Они пропадут с голоду!

– Жаль твоих волчат, – сказала Нилла. – Но у нас самих нет ничего, кроме хлеба. Вот возьми два свежих каравая для своих волчат, а два останутся нам.

– Спасибо вам, век не забуду вашу доброту, – сказал волк, схватил зубами два каравая и убежал.

Дети завязали потуже мешок с оставшимся хлебом и, спотыкаясь, побрели дальше.

Они прошли совсем немного, как вдруг услышали, что кто-то тяжело ступает за ними по глубокому снегу. Кто бы это мог быть? Юхан и Нилла оглянулись. А это был огромный медведь. Медведь что-то рычал по-своему, и Юхан с Ниллой сначала никак не могли понять его. Но скоро они стали разбирать, что он говорит.

– Мор-р-роз, какой мор-р-роз, – рычал медведь. – Все р-р-р-ручьи замёрзли, все р-р-реки замёрзли…

– А ты чего бродишь? – удивился Юхан. – Спал бы в своей берлоге, как другие медведи, и смотрел бы сны.

– Мои медвежата плачут, просят попить. А все реки замёрзли, все ручьи замёрзли. Как же мне напоить моих медвежат?

– Не горюй, мы отольём тебе немного молока. Давай твоё ведёрко!

Медведь подставил берестяное ведёрко, которое держал в лапах, и дети отлили ему полкувшина молока.

– Добрые дети, хорошие дети, – забормотал медведь и пошёл своей дорогой, переваливаясь с лапы на лапу.

И Юхан с Ниллой пошли своей дорогой. Поклажа на их санках стала полегче, и теперь они быстрее перебирались через сугробы. Да и свет в окне их домика уже виднелся сквозь тьму и метель.

Но тут они услышали какой-то странный шум над головой. Это был и не ветер, и не вьюга. Юхан и Нилла посмотрели вверх и увидели безобразную сову. Изо всех сил она била крыльями, стараясь не отстать от детей.

– Отдайте мне хлеб! Отдайте молоко! – выкрикивала сова скрипучим голосом и уже растопырила свои острые когти, чтобы схватить добычу.

– Вот я тебе сейчас дам! -сказал Юхан и принялся размахивать палкой с такой силой, что совиные перья так и полетели во все стороны.

Пришлось сове убраться прочь, пока ей совсем не обломали крылья.

А дети скоро добрались до дому. Они стряхнули с себя снег, втащили на крыльцо санки и вошли в дом.

– Наконец-то! – радостно вздохнула мать. – Чего только я не передумала! А вдруг, думаю, волк им встретится…

– Он нам и встретился, – сказал Юхан. – Только он нам ничего плохого не сделал. А мы ему дали немного хлеба для его волчат. .

– Мы и медведя встретили, – сказала Нилла. – Он тоже совсем не страшный. Мы ему молока для его медвежат дали.

– А домой-то привезли хоть что-нибудь? Или ещё кого-нибудь угостили? – спросила мать.

– Ещё сову! Её мы палкой угостили! – засмеялись Юхан и Нилла. – А домой мы привезли два каравая хлеба и полкувшина молока. Так что теперь и у нас будет настоящий пир!

Время уже подходило к полуночи, и всё семейство уселось за стол. Отец нарезал ломтями хлеб, а мать налила в кружки молока. Но сколько отец ни отрезал от каравая, каравай всё равно оставался целым. И молока в кувшине оставалось столько же, сколько было.

– Что за чудеса! – удивлялись отец с матерью.

– Вот как много мы всего накупили! – говорили Юхан и Нилла и подставляли матери свои кружки и плошки.

Ровно в полночь, когда часы пробили двенадцать ударов, все услышали, что кто-то царапается в маленькое окошко.

И что же вы думаете? У окошка топтались волк и медведь, положив передние лапы на оконную раму. Оба весело ухмылялись и приветливо кивали хозяевам, словно поздравляли их с Новым годом.

На следующий день, когда дети подбежали к столу, два свежих каравая и полкувшина молока стояли будто нетронутые. И так было каждый день. А когда пришла весна, весёлое чириканье воробьёв словно приманило солнечные лучи на маленькое поле бедного крестьянина, и урожай у него был такой, какого никогда никто не собирал. И за какое бы дело ни взялись крестьянин с женой, всё у них в руках ладилось и спорилось.

Зато у богатого крестьянина хозяйство пошло вкривь и вкось. Солнце как будто обходило стороной его поля, и в закромах у него стало пусто.

– Всё потому, что мы не бережём добро, – сокрушался хозяин. – Тому дай, этому одолжи. Про нас ведь слава: богатые! А где благодарность? Нет, не так мы богаты, жена, не так богаты, чтобы о других думать. Гони со двора всех попрошаек!

И они гнали всех, кто приближался к их воротам. Но только удачи им всё равно ни в чём не было.

– Может, мы едим слишком много, – сказал старик. И велел собирать к столу только раз в день. Сидят все голодом, а достатка в доме не прибавляется.

– Верно, мы едим слишком жирно, – сказал старик. – Слушай, жена, пойди к тем, на другом берегу озера, да поучись, как стряпать. Говорят, в хлеб можно еловые шишки добавлять, а суп из брусничной зелени варить.

– Что ж, я пойду, – сказала старуха и отправилась в путь.

Вернулась она к вечеру.

– Что, набралась ума-разума? – спросил старик.

– Набралась, – сказала старуха. – Только ничего они в хлеб не добавляют.

– А ты что, пробовала их хлеб? Уж, верно, они свой хлеб подальше от гостей держат.

– Да нет, – отвечает старуха, – кто ни зайдёт к ним, они за стол сажают да ещё с собой дадут. Бездомную собаку и ту накормят. И всегда от доброго сердца. Вот оттого им во всём и удача.

– Чудно, – сказал старик, – что-то не слыхал я, чтобы люди богатели оттого, что другим помогают. Ну да ладно, возьми целый каравай и отдай его нищим на большой дороге. Да скажи им, чтобы убирались подальше на все четыре стороны.

– Нет, – сказала со вздохом старуха, – это не поможет. Надо от доброго сердца давать…

– Вот ещё! – заворчал старик. – Мало того, что своё отдаёшь, так ещё от доброго сердца!.. Ну ладно, дай от доброго сердца. Но только уговор такой: пусть отработают потом. Не так мы богаты, чтобы раздавать наше добро даром.

Но старуха стояла на своём:

– Нет, уж если давать, так без всякого уговора.

– Что же это такое! – Старик от досады прямо чуть не задохнулся. – Своё, нажитое – даром отдавать!

– Так ведь если за что-нибудь, это уж будет не от чистого сердца, – твердила старуха.

– Чудные дела!

Старик с сомнением покачал головой. Потом вздохнул тяжело и сказал:

– Слушай, жена, на гумне остался небольшой сноп немолоченой ржи. Вынь-ка три колоса да прибереги к Новому году для воробьёв. Начнём с них.

  • Разделы сайта