Техника изонить для начинающих схемы. Изонить для начинающих: техника и схемы

По другому данный вид рукоделия называется нитяной графикой, вышивкой по картону, изографикой, ниточным дизайном и изображением нитью. Для данного хобби подойдут любые нитки, начиная от шерсти, хлопка и заканчивая шелком. Вышивается по определенным точкам картон, пластик, плотный материал и даже железо. Рисунок подбирается или однотонный, или сложный из разных цветов.

Появилась изонить в 17 веке в Англии. Только нитяная графика не вышивалась, а переплеталась. На доске вбивались в определенной последовательности гвозди и на них плелись кружева. В настоящее время вместо гвоздей в основе делаются дырочки при помощи шила и иглой вышивается узор.

В России данное рукоделие стало популярно в образовательных учреждениях. Во-первых, для поделки требуется картон, нитки, шило. А во-вторых, всем детям понятна техника изонити. Для начинающих берутся схемы фигур, а только потом осваивают сюжеты.

Особенно полезно данное рукоделие для старших дошкольников и школьников.

  • Изографию можно использовать на уроках труда. Младшие классы могут создавать елочные игрушки, кулоны, браслеты, картины, а старшие классы - использовать как шпаргалку для перехода цвета в шитье. Так как в нитяном дизайне важно сочетать холодные и теплые цвета, нужно создавать гармоничные сюжеты и подбирать толщину ниток с основой (картон, бархатная бумага, пластик).
  • На уроках математики тоже можно использовать изонить. Для начинающих школьников при вышивке фигур можно закрепить такие понятия, как окружность, треугольник, круг, радиус, диаметр, угол, хорда, центр, середина, вершина, край, направления сторон, порядковый и количественный счет и др.
  • У детей развивается абстрактное и творческое мышление, фантазия, воображение. Это вначале школьники выполняют простые однотипные поделки или открытки, а впоследствии могут создавать целые сюжеты.
  • В процессе работы развивается глазомер и координация руки, а также прививаются такие качества, как усидчивость, терпение, аккуратность, внимательность.

На основу наносятся точки в определенном порядке и затем разные по цвету нитки наносятся в определенной последовательности. В качестве основы можно взять бархатную бумагу, картон, фанеру, диски музыкальные, ткань, натянутую на рамку. В качестве инструмента используется шило, толстая игла или дрель с тонким сверлом. Также в работе необходим карандаш и циркуль.

Создаются все сюжеты из геометрических фигур (круг, треугольник, угол, дуги), которые вышиваются по особой технологии. Начинающим нужно освоить для начала вышивание угла и окружности.

Изонить: мастер-класс для начинающих по вышиванию угла

  • На основе нарисуйте угол, стороны которого разделите на равные 6 частей без учета вершины. Каждую сторону нужно пронумеровать в зеркальном порядке. То есть от вершины (назовем ее точкой А) левую сторону делим на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а вторую половину угла от точки А нумеруем в обратном порядке: 6, 5, 4, 3, 2, 1.
  • Проткните все точки аккуратно шилом, кроме точки А.
  • Далее вышиваете угол по точкам слева направо и справа налево: 6-6, 5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1.

Так как направление вышивки меняется, то и получается интересный узор.


У вас получится окружность с пересекающимися треугольниками. Если брать короткие или длинные хорды (расстояние между точками), то узоры получатся иные. Можно заполнить круг по диаметрам. А если в окружность разделить на 8 частей, то можно вышить по отдельности углы и получить звезду или паутинку. Так из фигур получается сложная изонить.

Схемы для начинающих: паутинка

  • Разделите окружность на 8 секторов.
  • На каждом радиусе отмерьте одинаковое количество точек.
  • Вышейте угол через один сектор: радиус с узором, пустой угол, рисунок и т. д. Получится 4 заполненных угла.
  • Далее пустые углы заполняете по рисунку, соединяя отрезки соседних секторов в верхних и нижних точках.

Детей к этому творчеству можно приучать с пяти лет, но в этом случае заготовки нужно сделать заранее взрослым. Рассмотрим, как сделать петушка. Для этого сделайте шаблоны

:

  • равнобедренный треугольник с 4 точками для клюва;
  • три разносторонних треугольника с 7, 9, 10 точками для хвоста;
  • один прямоугольный треугольник для туловища с 11 точками, расстояние между которыми разное;
  • большой круг с 24 точками для головы;
  • гребешок делаете из 4 кругов, разных по размеру, с 14 и 16 точками;
  • бородка представляет собой овал с 14 точками;
  • для лап чертите равнобедренный треугольник с 5 точками.

Теперь чертите на изнаночной стороне картона петушка из этих фигур. Клюв, хвост, лапы обводите по двум сторонам треугольника, чтобы образовался угол. От туловища до лап чертите прямые с 3 и 4 точками, а угол делите на две части, чтобы получить три «пальца».

Далее протыкаете дырочки и вышиваете по отдельности фигуры: сначала углы, затем окружность по вышеуказанным схемам. При этом туловище вышиваете, как два угла: основа и правая сторона, основа и левая сторона. Лапы также вышиваете из двух углов. Овал вышиваете как окружность.

Если только начинаете осваивать данное рукоделие, то закрепите вышивку углов и окружностей с разным количеством точек. Далее вышейте фигуры в разном направлении. Например, большой круг вышейте в одном направлении, а маленькую окружность в нем заполните в обратном направлении.

Затем создайте простые открытки из фигур. Это могут быть и зверушки, и птички, и цветы, и бабочки, и фейерверки, и абстрактные сюжеты. Можно сочетать фигуры с обычными стежками, создавая сложные картины. Далее можете поэкспериментировать с разноцветными нитями и потом переходите к созданию сложных узоров.

Таким образом, среди рукодельниц становится популярной изонить. Для начинающих мастериц есть ряд правил:

  • узелки не делаете, а крепите концы нитей клеем или скотчем на изнанке;
  • разметку делаете на изнаночной стороне картона;
  • дырочки делаете тонкой иглой с изнанки или толстой с лицевой;
  • чем мельче разметка, тем изысканнее узор;
  • чем мельче рисунок, тем острее должна быть игла и тоньше нитка;
  • размечаете одинаковые отрезки;
  • сделайте свои шпаргалки с фигурами, чтобы видеть готовый узор.

Как только вы поймете технику изонити, то вам станет проще создавать свои схемы и видеть в обычных сюжетах необходимые фигуры и линии!

Изонить для начинающих. Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Пучкова Мария Владимировна,
учитель ИЗО и МХК МОУ «Гимназия №19» го Саранск Республики Мордовия

Мастер – класс: «Заполнение угла в технике «Изонить»


Описание: данный мастер-класс предназначен для детей от 7 лет, учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, воспитателей, родителей. Курс для начинающих.

Цель: формирование навыков работы в технике «Изонить», освоение приема «Заполнение угла».

Задачи: познакомить с техникой вышивки по твердой основе «Изонить», развивать пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Материалы: лист картона, простой остро заточенный карандаш, линейка, нитки (можно использовать вискозные нитки для вышивки, мулине и др.), игла и шило.


Правила безопасности при работе иглой и ножницами.
Иглы
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она оставляет пятна и может сломаться.

Ножницы
1. Ножницы хранить в определенном месте - в подставке или рабочей коробку.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.

Изонить (другие названия - ниткографика, нитяная графика, ниточный дизайн) – вид декоративно- прикладного искусства, графическая техника, получение изображения с помощью ниток на каком либо твердом основании (чаще всего на картоне), предположительно появившейся в XVII веке в Англии. С помощью техники изонити можно создавать великолепные большие декоративные панно, натюрморты, пейзажи и даже портреты, обложки, орнаменты, открытки, закладки и многое другое. Освоить эту технику совсем просто, если внимательно и последовательно выполнять все советы.
Для выполнения работ в этой технике необходимо получить навыки заполнения угла нитью.

Первое правило – рисунок будущей работы выполняем на изнаночной стороне листа картона.
Начертим карандашом угол со сторонами длиной 5 сантиметров.
Делаем отметки на расстоянии 5 мм на сторонах угла, а затем каждую обводим яркой точкой.

Второе правило
– отрезки на сторонах должны быть равной длины и количество точек на каждой стороне одинаково. Для выполнения первого упражнения пронумеруем точки (основное назначение нумерации - описать последовательность шагов по заполнению нитью угла).
Примечание: точки №1 на одной стороне и №1 на другой, условно говоря, «не встречаются рядом с нулевой отметкой.
И получаем следующий вид – это и есть главная заготовка нашей будущей картины.


Третье правило – начальная точка в самом углу никогда не используется в работе.
Шилом прокалываем в каждой точке отверстие для того чтобы легко было работать иглой с нитью в последующем.
Примечание: если у Вас нет возможности использовать шило, работайте с иглой более крупной, чем той, которой позднее будете вышивать.


Далее вдеваем цветную нить в иглу, завязываем на конце нити узелок и с изнаночной стороны вставляем иглу в точку с №1.


Вытягиваем нить на лицевую сторону.
Примечание: я не протягиваю нить до узелка, для того, чтобы потом не использовать дополнительно фиксацию нити клеем или скотчем, фиксирую нить иначе (см фото ниже).


Теперь на лицевой стороне вставляем иглу в точку с №1 на другой стороне угла, на схеме это записывается так «1-1».


Натянув нить, вставляем иглу рядом, в точку с №2.
Примечание: ребятам я объясняю так: «На какой стороне угла находится игла с нитью, на той и делаем с изнанки короткий стежок, на лицевой – длинный»




Иглу пропускаю в петлю, протягиваю нить и делаю следующий стежок.
Далее работа смотрится так:


Лицевая сторона


Изнаночная сторона

В записи схемы работа выглядит так:
соединяем точки 1 – 1 (лицевая сторона),
короткий стежок 1 – 2 (обратная сторона),
длинный стежок 2-2 (лицевая сторона,
короткий стежок 2-3 (обратная сторона),
длинный стежок 3-3 и т.д.


Лицевая сторона


Изнаночная сторона

Примечание: для ребят в последующем отмечаю, что игла с нитью на одной стороне словно спускается вниз, на другой – поднимается.


Прием «заполнение угла» практически выполнен.


Закрепляем нить, обрезаем кончики.



Освоив этот прием, ребята выполняют упражнение немного сложнее.
На основе выполнения этого приема можно выполнить простую рамку или композицию в квадрате.

Узнайте о технике изонить, при помощи которой вы сможете создать красивые картины из ниток. Посмотрите и как смастерить панно из ткани.

Для начинающих: изонить-схемы


Технику изонить придумали английские ткачи. Они предложили интересный способ изготовления панно: в рамки вбивали гвозди, на них нужно было натягивать разноцветные нити в определенной последовательности. В результате получались красивые полотна, которыми украшали стены.

Чтобы сделать картины из ниток, давайте сначала усвоим 2 достаточно простых приема. Используя и комбинируя их, вы сможете выполнять интересные композиции. Первый мотив - это техника заполнения угла, второй касается заполнения окружности.

Вот что необходимо для такой работы:

  • картон;
  • игольница и игла;
  • нитки: ирис, мулине, шелковые;
  • шило;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • линейка.
Первый прием - заполнение угла.


На листе начертите прямой угол со сторонами 8 и 10 см. Сделайте на одной и второй его стороне разметки, поставив точки через каждый сантиметр. На всех этих разметках сделайте шилом отверстия.


Если вы только осваиваете технику изонити, тогда пронумеруйте точки, это поможет не запутаться при вышивании нитью.

  1. Вонзите иглу с изнанки в картон (с этой стороны остается узелок) в цифру 1, пропустите нить на лицевую сторону, просуньте иголку в отверстие номер 2.
  2. Сделайте прокол с изнанки в отверстие под номером 3. Игла оказалась на лице. Переместите ее в 4.
  3. Следующий виток нити будет иметь путь на лицевой стороне, равный расстоянию он цифры 5 до 6.
  4. Очередная прямая имеет расстояние 7–8.
  5. Основываясь на эту технику, заполните все отрезки от одной до другой стороны угла.
Делая картины из ниток, вы будете придерживаться этого принципа заполнения угла. Но со временем сможете использовать углы различных градусов, длины, при этом будете получать разные результаты.

Второй принцип - заполнение круга.


Начертите круг, пронумеруйте его точками, ставя их на одинаковом расстоянии. Чем их будет больше, тем плотнее друг к другу лягут витки.

Если вы впоследствии будете делать узоры в форме капли или овала, выполняйте их, используя оформление угла или круга.


Познакомьтесь с еще одним принципом оформления элементов в технике изонить схемы помогут в этом.


Вот 2 варианта заполнения сердечка.


Когда вы узнали, как помогают создавать картины в технике изонить схемы, научились выполнять несложные элементы, переходите к практической работе. Картина «Бабочка» состоит из простых узоров, которые помогут воссоздать это эффектное насекомое.


Для этой картины из ниток вам понадобятся:
  • цветной картон;
  • изображение бабочки;
  • шило;
  • зеленые и желтые нитки мулине;
  • иголка;
  • тонкий скотч;
  • ножницы.


Картон должен быть такого окраса, чтобы используемые нити хорошо на нем смотрелись. Например, на темном прекрасно выглядят яркие и светлые.


Перерисуйте бабочку на картон, на одинаковом расстоянии при помощи шила сделайте отверстия. Для удобства можете пронумеровать отрезки для правильного движения нити.


Начинаем с верхнего крыла. Вот как оформляем его. С изнанки закрепляем концы нитей скотчем.


Второе крыло оформляем точно так же - симметрично по отношению к первому. Вот что получится.


Нижние будем выполнять из нитей другого цвета.


Чтобы обозначить нитями туловище, усики бабочки, прошейте их по прямой линии и вернитесь назад. Изнанку заклеиваем белым листом бумаги или картона, чтобы и с этой стороны работа выглядела аккуратно.

Такая бабочка может стать лицевой стороной открытки, как и следующие образцы.


Используя изонить-схемы, вы сможете сделать очаровательную собачку или сердечко, цветы, чтобы подарить свои творения. Можно оставить эти вышитые изделия и в своем доме, они придадут жилищу неповторимый вид.
  1. В качестве основы используйте гладкий картон или плотную бумагу, иногда для картин применяют бархатный картон.
  2. Для работы понадобится шило, берите острое и короткое. Делайте проколы на картоне с лицевой на изнаночную сторону, чтобы она были аккуратной.
  3. Для рисования схемы берите простой хорошо заточенный твердый карандаш.
  4. Используйте иголку с большим ушком, в такое будет беспрепятственно проходить нить.
  5. Чтоб не повредить рабочей поверхности, кладите под картон подложку, это может быть деревянная доска, толстый пенопласт.
  6. Следите за натяжением нити. Если слишком сильно потянуть ее, можно порвать картонную основу. А очень слабый виток приведет к провисанию нити.
  7. Изнаночная сторона будет смотреться лучше, если выполненную картину из ниток приклеить на плотный картон.
  8. В техника изонить изготавливают панно, открытки, картины, закладки для книг, обложки.

Картины из ниток

Посмотрите, какие еще панно вы сможете изготавливать из данного материала. Вот как создаются картины из ниток и гвоздей (которые используют вместо проколов).


Основой может служить фанера или другой подобный материал, в который можно вбить гвозди. Их прикрепляют по границам контура рисунка и обкручивают нитью в определенном порядке, используя технику изонить или в хаотичном.


Для такой картины из ниток и гвоздей вам понадобятся:
  • крашеная фанера;
  • гвозди;
  • молоток;
  • яркие нитки.
Вбейте гвозди молотком по периметру небольшого листа фанеры. На конце нити завяжите петлю, накиньте ее на первый угловой гвоздь, затяните. Пропустите нить по диагонали, накинув на соответствующий гвоздик. Затем верните ее на место, накрутив уже на соседний, от первого углового, гвоздик. Направьте нить по диагонали, закрепите на симметричном гвозде. Так, постепенно двигаясь по часовой стрелке, закончите работу.
Для следующей картины из ниток и гвоздей возьмите:
  • прочную основу с темным фоном;
  • белые нитки;
  • рисунок;
  • гвозди;
  • молоток.


Приложите выбранный рисунок к плотной основе. Забейте по его внешним и внутренним контурам гвозди. Оформите нитью рисунок, последовательно наматывая ее то на внешний, то на внутренний гвоздь.

Так как гвоздей, закрепленных в форме сердечка, меньше, чем вбитых по наружному контуру, наматывайте нить на один внутренний и на несколько внешних.


Если вы не хотите соблюдать пропорцию, оформите нить хаотично.

Для следующей картины из гвоздей нить выходит из одной точки, а затем, последовательно, устремляется к внешним контурам крыльев.


А вот как хаотично намотанная веревка поможет сделать красивую надпись, сердечко. В такой технике можно изготовить вывеску и здорово сэкономить на этом.


В тонкостях следующей работы, где главную роль также играют нитки мастер-класс поможет разобраться.

Для нее понадобится немногое:

  • картон;
  • шерстяные нити различных цветов;
  • карандаш, ножницы;
  • кисточка;
  • клей.
На светлом картоне нарисуйте любимого персонажа, природу или что-то иное. Смажьте кисточкой с клеем контуры одного из самых крупных элементов полотна (в данном случае - это кот). Приложите сюда пряжу, приклейте.

Оформляем нитками разных цветов, также подклеивая их, мелкие детали: глаза, нос, рот, лицо. Если на панно есть цветы, другие некрупные элементы, тоже заполните их тканной пряжей.


Теперь можно переходить к более крупным элементам - телу, хвосту, а в конце обклеить фон картины.

Картина из ткани

Они получаются не менее красивыми и оригинальными. Картины из ткани можно делать вместе с детьми, а тем более такие, на которых рисуют мелом. Он не будет сыпаться с готовых полотен, а почему, об этом секрете вы узнаете совсем скоро.

Для художественного творения нужны:

  • кусочки хлопковой ткани;
  • цветные мелки;
  • миска;
  • крахмальная вода;
  • сковорода или широкая тарелка;
  • фольга.

Из х/б ткани вы можете вырезать кусочки прямоугольной или любой другой формы. Чем ярче будет расцветка мелков, тем красочней получится картина.


Положите лоскуты в миску. Разведите крахмал с водой в пропорции 1:3, залейте этой жидкостью отрезки ткани, хорошо промочите их в растворе.


Отожмите лоскут, расстелите на плоской поверхности тарелки или сковороды. Нанесите мелом рисунок.


Таким же образом оформите и другие полотна. Теперь нужно разложить на фольге картины из ткани, сделав это своими руками или, доверив ребятишкам. Ведь им будет очень интересно узнать о новом виде творчества и опробовать его.


Всё, можно обрамлять панно и вешать их на стенку. Крахмальный раствор закрепил мел, и он не осыплется. Если у вас нет готовых рамок, склейте их при помощи ПВА из деревянных палочек для мороженого. В ход пойдут даже круглые пяльцы, которые применяют для вышивания.


А вот как еще можно создавать картины из мокрой ткани, используя ее свойство прекрасно драпироваться. Для такого художественного произведения вам понадобятся:
  • фанера или ДВП;
  • тонкая однотонная х/б ткань;
  • газеты;
  • вода;
  • мука.


Всыпьте в маленькую кастрюлю полстакана муки, влейте 200 мл воды, тщательно перемешайте венчиком. Поставьте массу на огонь. Периодически помешивая этим же кухонным инструментом, доведите до кипения. Снимите с огня, остудите.

Расстелите ткань, беря клейстер руками, разотрите его по поверхности полотна. Этой стороной прилейте к фанере.

Ткань должна быть шире ДВП со всех сторон на 5–8 см. Ведь мы будем ее драпировать, и она уменьшится.


  1. Начинаем драпировать ткань. Разделите картину примерно на 2 части. Верхняя - будет гладкая, здесь вы изобразите небо, солнце. Нижнюю драпируем, чтобы в результате получились изображения: гор, воды, берега, деревьев.
  2. Там, где будет небо, тщательно разровняйте полотно ладонями, чтобы поверхность стала гладкой, без пузырьков воздуха под тканью.
  3. Для рельефной части картины оформляйте ткань складочками различной формы и величины.
  4. Если вы хотите обозначить выпуклую деталь, например, большой камень, тогда применяйте газету. Смочите ее мучным клеем, подложите под полотно там, где это нужно.
  5. Мелкие детали приклеивайте на мокрую ткань сразу же.
  6. Готовую картину из ткани сушат примерно 10–12 часов.
  7. Если желаете нанести рисунок на панно, тогда делайте это тогда, когда полотно полностью высохнет. Это могут быть: церковь, дом, дерево, животное, человек и т.д.).
  8. После того, как вы нарисовали церковь, смазали ее купола клеем, на эту часть картины из ткани своими руками насыпьте пшено. Раскрашиваем церковь гуашью или акриловыми аэрозольными красителями.
  9. Раскрасьте небо, воду голубой краской. Берег - желтой.
  10. Мох покройте зеленой краской, дайте ей высохнуть. Дождитесь, когда само полотно тоже хорошо подсохнет. Только после этого приклейте мох к кроне деревьев и вместо наземной растительности.
  11. Для этого хорошо использовать термопистолет или клей «Титан» или «Дракон».


Приятно делать и картины из ткани, своими руками сначала вырезая лоскуты, затем, прикладывая их на свои места.


Для такой используйте:
  • кусочки ткани;
  • нитки;
  • клей;
  • тесьму;
  • блестки;
  • карандаш;
  • плотный картон.
Следуйте такой инструкции:
  1. Нарисуйте на картоне сначала будущую картину в карандаше. Пусть это будет ваза с растениями.
  2. Заполните фон тесьмой различного цвета, располагая ее прямо или волнисто.
  3. Цветы вырежьте по одному шаблону, но и разных тканей: голубой, синей, фиолетовой. Приклейте к сердцевинкам блестки.
  4. Приклейте на полотно вазу, а сверху - цветы, сгруппировав их по несколько штук и оформив зелеными листьями.
  5. После высыхания ткани картину можно заключать в рамку и вешать на стену.
Комбинируя желтые, оранжевые, бардовые, сиреневые лоскуты, сделайте паутину. Ее фрагменты отделяются белой тесьмой. В центр панно приклейте красочную бабочку, сбоку - лист.


Используя технику пэчворк, вы сможете придумать еще много картин из ткани. Для полета вдохновенья посмотрите интересные видео:

Изонить - ещё одна интересная техника рукоделия. Ею могут заниматься также и дети. На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще.

Нитяная графика (другие варианты названия этой техники: изонить , изображение нитью , ниточный дизайн ) - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется бархат (или бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.

Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности).

Термин ниточный дизайн (нитяная графика, или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints».

Нитяная графика как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магази-нах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях.

Для работы с изонитью нам понадобятся:

  • плотный картон или бархатная бумага;
  • ножницы;
  • игла;
  • шелковые нитки разных цветов;
  • клей ПВА;
  • линейка, циркуль, резинка, цветные и простые карандаши;
  • копировальная бумага, калька;
  • ткань, клеевая ткань;
  • рамка.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: - заполнение угла; - заполнение окружности.

Книги.

Изонить - это техника создания картин из ниток. Ее также называют вышивкой на картоне. Однако эти изделия отличаются от обычной вышивки. Особое переплетение нитей дает эффект объемности изображения. При этом техника проста, ею легко v может овладеть и взрослый, и ребенок. Нужные для работы инструменты и материалы вполне доступны: основные из них - обычные катушечные нитки и картон. Все это делает изонить очень удобным видом творчества, позволяющим создавать необыкновенно красивые изделия с минимальными затратами времени и средств.

Изонить, или нитяная графика, - вид декоративно-прикладного искусства, которое зародилось в Англии еще в XVII в. Эта техника привлекательна в первую очередь тем, что не требует специального оборудования и дорогих расходных материалов и даже маленький ребенок может изготовить красивую открытку, панно или любой другой сувенир практически с первого раза, без тренировки. Более же опытные мастера могут найти иное применение моделям, подробно описанным на страницах нашей книги, - с их помощью можно украсить сумочку, шляпку, голенища сапожек, сделав их уникальными и неповторимыми, а также использовать как вариант художественной штопки при ремонте одежды из кожи. Нитяная графика открывает широкий простор для полета вашей фантазии, и наше издание обязательно поможет вам освоить и полюбить эту технику.

Техника изонити

Заполнение угла

начертить на изнаночной стороне картона любой угол
разделить каждую сторону угла на 12 равных частей
пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой "О".
сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины ("О")
вдеть нить в иглу
заполнить угол по предлагаемой схеме

В фотогалерее внизу страницы смотрите рисунки подробнее.

Заполнение окружности

начертить окружность радиусом 50 мм
разделить окружность на 12 равных частей
сделать проколы во всех полученных точках
вдеть нить в иглу заполнить окружность по схеме

Фон для изонити

Доску, используемую в оригинальной технике ниточного дизайна, заменяют на картон - цветной или белый. Можно вышивать по коже. Сложнее вышивать по бархатной бумаге. Так как бумага в отличие от ткани не обладает пластичностью и при сильном натяжении нити или рывке может порваться, необходимо контролировать свои усилия при вышивании и следить за соответствием толщины иглы, нити, расстоянием между ближайшими проколами и свойствами бумаги.

Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины. Проколы на картоне надо делать очень аккуратно, чтобы не испортить внешний вид, и лучше с лицевой стороны через шаблон. Если расчет рисунка идет на изнаночной стороне, то с из-нанки можно наметить (слегка наколоть) точки, а основной прокол делать с лица.

Нитки

Они являются основным элементом картины. Для вышивания можно использовать любые, не очень толстые нити, кроме шерстяных. Лучше вышивать кручеными нитями, чем в несколько рассыпающихся нитей. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые. Шелковые нити хороши при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком.

Совсем непривлекательны получаются картины из простых х/б белых и цветных ниток, применяемых для пошива, поскольку они имеют блеклые тона, но их можно использовать в тренировочных упражнениях или при разработке собственного замысла (черновой вариант).

Мулине имеет богатую цветовую палитру, но отечественное мулине рассыпается, а импортное крученое дорогое.

Наиболее оптимальным является использование ириса. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета. Они недешевы, поэтому их рекомендуется использовать в закончен-ном изделии. Важную роль в композиции узора играет цвет ниток. Для облегчения выбора ниток нужного цвета можно сделать заготовку. На небольшой картон наклейте вплотную друг к другу узкие (3-4 см) полоски картона разного цвета, который можно использовать для фона. Затем поперек всех полосок на лицевой стороне трафарета натяните все виды цветных ниток, которыми располагаете (как струны на гитаре) и закрепите их на изнанке. Расстояние между рядами ниток около 1 см. Теперь всегда можно установить, какой цвет фона лучше подчеркнет отдельные элементы узора.

Цвет

Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании теплых и холодных тонов. Теплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, то есть выступающие вперед, а холодные - как отступающие назад, то есть удаляющиеся. Их этого следует, что для фона предпочтительно использовать холодные тона, а для узора картины - теплые.

Активные и пассивные цвета.

Все теплые цвета относятся к активным цветам и усиливают жизнедеятельность организма: возбуждают и поднимают настроение, увеличивают работоспособность. Холодные цвета относятся к пассивным цветам, замедляющим жизнедеятельность организма, пассивные цвета успокаивают и даже угнетают психику человека.

Наименее утомляющим является действие цветов середины спектра (желто-зеленых и зеленых) и светлых ахроматических (бесцветных). Будучи промежуточными, в спектре между активными и пассивными цветами, они относительно нейтральны по психофизиологическому влиянию на человека, и поэтому их относят к физиологически оптимальным цветам.

Тяжелые и легкие цвета.

Все темные цвета относятся к тяжелым и действуют на психику человека угнетающе. Предметы, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелыми, чем такие же предметы светлых тонов. Легкими называются цвета, обладающие высоким коэффициентом отражения и небольшой насыщенностью. Легкие светлые цвета улучшают настроение, оказывают благотворное влияние на человека.

Явление иррадиации.

Контрастные сочетания отдельных деталей с фоном меняют зрительное восприятие их размера. Темный квадрат на светлом фоне будет выглядеть меньше по размерам, чем такой же светлый квадрат на темном фоне.

Гармоничные сочетания цветов.

Практикой (ремёслам уже сотни и тысячи лет) установлен целый ряд правил составления цветовых гармоний, главные из них нюансные и контрастные. Часто при-меняются гаммы, построенные на следующих сочетаниях, отличающихся по светлоте оттенков одного цветового тона: - трех цветов, один из которых объединяет два других и является их смешением; - двух или трех цветов, расположенных в спектре и близких по своей теплохолодности основного и дополнительного цветов (контрастная гамма); - трех цветов, расположенных на равных расстояниях в цветовом круге; - теплых тонов с черным или холодных тонов с белым. В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета: красный с желтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; зеленый с желтым и темно-желтым, лимонным, салатным, кремовым, оранжевым и коричневым; фиолетовый с сиреневым, розовым, желтым, белым; коричневый со всеми оттенками желтого, зеленым, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.

Заметьте, что не нужно стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине. Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно все пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками просматривается фон. Например, желтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как веселый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зеленый и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.

Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет теплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.

Красный, желтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает мускульную активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько мягче. Восприятие черного цвета совершенно обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Человек успокаивается при восприятии оранжевого цвета. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, частоту дыхания и мускульную силу. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше. Есть доказательства, что цвета могут влиять на темперамент человека. Под воздействием холодных сине-зеленых оттенков холерик может стать почти флегма-тиком, а флегматика можно "разогреть" теплым красным цветом.

Увлекательный мир «Изонити».


Целевая аудитория: дети от 10 лет, родители, учителя ИЗО и МХК, педагоги дополнительного образования.

Назначение: в учебно-воспитательном процессе материал статьи (или отдельные фрагменты) может быть применен как вводная лекция на занятиях кружка.

Цель: распространение педагогического опыта среди учителей ИЗО, МХК, педагогов дополнительного образования, детей, родителей.

Задачи: познакомить с новым видом художественной деятельности, формировать умение использовать полученные знания в изобразительной и трудовой деятельности, воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Изонить

(варианты названия: изображение нитью, ниточный дизайн) - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. В качестве основания иногда используется также бархатная или наждачная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, вискозные для вышивки, мулине, шерстяные и другие.

Объединения учащихся (кружки, мастерские, клубы) «Изонить» получили широкое распространение в учреждениях дополнительного образования детей, а также в школах. Этот вид творчества имеет педагогический эффект и сравнительно малые затраты.
Эта техника позволяет приучать ребёнка к усидчивости, кропотливому ручному труду и активно развивать моторику.

История техники «Изонить».
Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). Сейчас это искусство очень знаменито, его используют во многих странах для украшения дома и быта.


Этапы выполнения работы.
При создании картин в технике изонити придерживаются определенной последовательности действий.
1. Разработка эскиза будущей картины.
Следуем и примеру знаменитых живописцев, выполняем черновой набросок. На бумаге в деталях изображаем то, что рассчитываем впоследствии увидеть на своей ниткографической картине.
2. Выполнение чертежа в натуральную величину, учитываем все особенности техники заполнения элементов будущей картины.
3. Подготовка основы. Выбераем прочную основу, подходящую по цвету, размеру, текстуре. Не забываем учитывать припуски по всему периметру основы. Они нужны, чтобы вставить картину в рамку.
4. Прикрепление чертежа к изнаночной стороне основы. Чтобы чертеж не съезжал, зафиксируйте его канцелярскими скрепками. Опытные мастера иногда выполняют чертеж прямо на самой основе. Однако для этого нужна действительно твердая рука и точный глазомер.
5. Разметка картины. Карандашами обозначьте на изнаночной стороне основы все элементы рисунка, отметьте точки будущих проколов.
6. Прокалывание отверстий. Шилом или другим острым инструментом проколите намеченные дырочки. Делать это надо с изнаночной стороны основы.
7. Заполнение рисунка нитками. Вставьте нить в иглу и протяните ее через первое отверстие. Конец нити приклейте к изнаночной стороне основы клеем или кусочком скотча. Прошивайте элементы картины, протягивая нить через отверстия в необходимой последовательности.
8. Оформление задника картины. Вырежьте из картона задник, по размеру равный основе. Приклейте его к изнаночной стороне картины. Это нужно, чтобы скрыть некрасивую изнанку с кончиками нитей.
9. Оформление рамки. Можно вставить картину в готовую деревянную или картонную рамку. Если ее нет, можно аккуратно обрезать края картины и покрасить торцы основы подходящей краской или наклеить по периметру картины полоски картона и выкрасить их краской. С обратной стороны сделайте крепление, чтобы подвешивать картину.


Материалы и инструменты.
Для работы вам понадобится плотная основа, бумага, нити, клей, шило или другой тонкий острый инструмент, швейная игла, канцелярские скрепки, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, треугольник, транспортир, циркуль, ножницы, мягкая губчатая резина или пенопласт и – по желанию – скотч.

Для чего нужен каждый из перечисленных предметов?!
Основа. Для картин в технике изонити основой может служить картон, плотная бумага, бархатная бумага, наждачка, кожа, искусственная замша, велюр, сукно,диски. Основа должна быть достаточно твердой, чтобы держать форму, но в то же время достаточно податливой, чтобы ее можно было проколоть шилом или другим острым инструментом.
Более мягкая бумага мнется и рвется в процессе вышивания. Есть у нее и еще один недостаток: неплотная бумага впитывает пот, который проступает на пальцах в ходе работы. От влаги такая основа сильно деформируется.
Допустимо вышивать картины на бархатной бумаге, но она больше подходит для взрослого, нежели для детского творчества. Дело в том, что такая основа достаточно тонкая, работать с ней надо очень аккуратно. Движения должны быть экономными, проколы – точными. Ребенку же удобнее осваивать технику изонити на более надежной основе.
Чаще всего в качестве основы используют картон. Этот материал наиболее дешевый и общедоступный. При выборе картона нужно учитывать то, что основа служит также фоном картины.
Нередко картины вышивают на картоне для детского творчества. Одна его сторона цветная, а другая имеет сероватый оттенок из-за небеленых волокон.
Более предпочтительный вариант – картон с беленой изнаночной стороной. Одна его поверхность цветная, а другая окрашена белым.
Лучше всего вышивать на одноцветном картоне, одинаково окрашенном с обеих сторон. Он плотный, но при этом не слишком толстый. Его структура позволяет прокалывать отверстия максимально близко друг к другу, благодаря чему картина получается красивее. Одноцветный картон прочный, поэтому он реже рвется от случайного неловкого движения нити. С другими материалами такая неприятность иногда случается: при резком рывке, например, при подтягивании стежка, нить прорезает отверстие.
Цвет фона подбирают в соответствии с замыслом картины. Вариантов масса. Самый простой – взять картон подходящего цвета. Фон можно распечатать на цветном принтере и наклеить на картон. В качестве фона используют обои, наклеенные на картон. Оригинально выглядят картины на бересте.
Бумага. Требуется для выполнения чертежей. Удобнее делать их на миллиметровой бумаге. Если у вас ее нет, подойдет и обычная тетрадная бумага в клеточку. Разметка, нанесенная на бумагу, помогает точнее выполнить чертеж, разбить геометрические фигуры на отрезки равной длины.

Канцелярские скрепки. Переносить чертеж на основу надо с максимальной точностью. Трафарет не должен смещаться, иначе картина получится перекошенной, детали деформируются и работа не удастся. Канцелярские скрепки нужны, чтобы прикреплять трафарет к основе.

Простой карандаш . Понадобится для создания эскизов картины. Желательно пользоваться твердо-мягким или мягким карандашом, который оставляет четкие линии. Карандаш должен быть остро заточенным, поэтому заранее позаботьтесь о приобретении качественной точилки, которая будет заострять грифель, не ломая его.

Цветные карандаши. Для наглядности чертежи для картин изонитью выполняются цветными карандашами. В этом случае каждому цвету нити соответствует определенный цвет карандашной линии. При заполнении элементов картины не нужно вспоминать, какая нить требуется на данном этапе: все понятно из чертежа.

Ластик. Нужен, чтобы стирать ошибочно нанесенные линии, вносить правки в чертежи и эскизы. Купите мягкий ластик: он не размазывает карандашные линии и не пачкает бумагу.

Линейка, треугольник, транспортир, циркуль.
Искусство изонити тесно связано с геометрией, поэтому в данном виде рукоделия не обойтись без линейки, угольника, транспортира и циркуля. Они требуются для измерения расстояния между точками на чертеже и ровного проведения линий. С помощью циркуля чертят окружности нужного диаметра, транспортиром и угольником вымеряют углы. Не лишним будет изготовить или купить готовые трафареты геометрических фигур и лекала для вычерчивания завитков и дуг.

Ножницы.
Понадобятся для отрезания ниток и вырезания трафаретов и шаблонов.

Шило или другой тонкий острый инструмент. Это может быть толстая игла, английский булавка, иголка с головкой. Такие инструменты нужны, чтобы прокалывать отверстия в основе. Запаситесь инструментами разных диаметров и пользуйтесь тем или иным из них в зависимости от того, какой размер отверстия вам надо получить.

Мягкая губчатая резина или пенопласт. Их подкладывают под основу при прокалывании отверстий. Протыкать картон на весу неудобно: отверстия получаются неровными, а на самой основе появляются заломы. Прокалывать его на столе также невозможно: кончик шила упирается в твердую поверхность. Чтобы проделать отверстие нужного диаметра, приходится опять приподнимать картон и выполнять работу на весу. Поэтому под основу кладут пенопласт или мягкую резину. С одной стороны, они служат основе твердой опорой. С другой – острие шила свободно проходит сквозь них, поэтому его можно заглубить до желаемого уровня.

Нити.
Нитки, пряжа, шнурки – это «краски», которыми «пишется» картина в технике изонити. Очень важно взять подходящую основу. Но гораздо важнее подобрать хорошие нитки. Учитывается не только цвет ниток, но также их толщина и структура. Можно вышивать швейными нитками, мулине, «Ирисом». Нити выбирают в зависимости от размеров изделия. Они не должны быть тонкими, мягкими, рыхлыми. Такие нити быстро лохматятся, а вышивка получается неаккуратной. Разумеется, слишком толстые, грубые нити типа пряжи тоже будут смотреться не лучшим образом. Например, непригодна для ниткографии шерстяная пряжа.
Картины, вышитые обычными хлопчатобумажными нитками, смотрятся не слишком декоративно. Они тусклые, ворсистые. Такие нитки можно использовать для тренировки или черновых работ, когда надо наскоро прикинуть, как заполнить те или иные элементы.
Нити должны быть кручеными. Старайтесь избегать ниток, рассыпающихся на отдельные волокна.
Новичкам рекомендуется вышивать катушечными нитками № 20–40.
Среди любителей изонити большой популярностью пользуется мулине. Качественные нити для вышивания прокрашены равномерно, блестят. Чаще всего мулине продается в пасмах по 6 ниточек. По отдельности ниточки должны быть равными по толщине и не пушиться.
Со временем, когда вы освоите заполнение фигур, научитесь вышивать простые картины и перейдете к более сложным изображениям, попробуйте поэкспериментировать с нитками. Используйте для одной картины нитки разной толщины, из разных материалов, чтобы добиться большей выразительности.
Очень красиво смотрится вышивка, выполненная блестящими кручеными нитками «Ирис». Работать ими даже удобнее, чем мулине. Цветовая палитра «Ириса» богата всевозможными оттенками.
Красиво смотрятся картины, выполненные блестящими упругими нитками. Самый удачный вариант – нитки с переливающимся синтетическим волокном лавсаном.
Для ниткографических картин важен контраст заполненных нитками элементов с фоном. По этой причине нити должны быть ярких, насыщенных цветов.

Швейная игла. С помощью иголки нити протаскивают сквозь проколотые в основе отверстия. Иголка должны быть длинной, равномерной толщины, с большим ушком.
Клей. Необходим, чтобы фиксировать узелки и кончики нитей с изнаночной стороны картины. Понадобится он и для дублирования, т. е. укрепления основы: наклеивания на картон цветной бумаги, сукна или другого мягкого материала. При дублировании клей наносят равномерным слоем на всю поверхность тонкой основы, а сверху накладывают толстую бумагу или картон. Склеенные части кладут для просушки под гнет (например, под стопку книг). Для ниткографии подойдет практически любой клей: ПВА, канцелярский, обойный, универсальный «Момент».

Скотч. Может понадобиться, чтобы крепить кончики нитей с изнаночной стороны основы. Скотч нарезают маленькими кусочками и аккуратно приклеивают нить к основе. Скотч в этом отношении – достойная альтернатива клею.

Что ж, необходимыми теоретическими знаниями Вы вооружены, пора приниматься за работу!

Приемы заполнения угла