«Жизнь – это рана, которая лечится сама». Подборка цитат и высказываний Владимира Высоцкого

Влади́мир Семёнович Высо́цкий - советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР.

Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве. Владимир Высоцкий сыграл более 20-ти ролей в театре, в том числе Гамлета, Галилея, Лопахина. Наиболее примечательными работами в кинематографе как актёра являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведённый ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

Влади́мир Семёнович Высо́цкий - советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен; автор прозаических произведений и сценариев. Лауреат Государственной премии СССР.

Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни. Первые из написанных им произведений относятся к началу 1960-х годов. Вначале они исполнялись в кругу друзей, позже получили широкую известность благодаря распространявшимся по стране магнитофонным записям. Поэзия Высоцкого отличалась многообразием тем, остротой смыслового подтекста и акцентированной социально-нравственной позицией автора. В его произведениях, рассказывающих о внутреннем выборе людей, поставленных в экстремальные обстоятельства, прослеживались экзистенциальные мотивы. Творческая эволюция Высоцкого прошла несколько этапов. В его раннем творчестве преобладали уличные и дворовые песни. С середины 1960-х годов тематика произведений начала расширяться, а песенные циклы - складываться в новую «энциклопедию русской жизни». В 1970-х годах значительную часть творчества Высоцкого составляли песни и стихотворения исповедально-философского характера, поэт часто обращался к вечным вопросам бытия.

Театральная биография Высоцкого, окончившего в 1960 году Школу-студию МХАТ, связана главным образом с работой в Театре на Таганке. На его сцене актёр играл Галилея, Хлопушу, Гамлета, Лопахина, Свидригайлова.

Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году, когда он сыграл эпизодическую роль в фильме «Сверстницы». За годы работы в кинематографе актёр снялся в более чем двадцати пяти фильмах. Кинобиография Высоцкого включает роли подпольщика Бродского, зоолога фон Корена, капитана Жеглова, Дон Гуана и другие. Исследователи отмечали, что в сценических и экранных работах Высоцкого экспрессивность сочеталась с психологической достоверностью. В ряде спектаклей, а также в художественных фильмах, теле- и радиопостановках он выступал и как автор песен.

При жизни Высоцкого его песни не получили в СССР официального признания. В 1968 году в печати была развёрнута кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с его текстами. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» . Тем не менее цензорский контроль за публикациями стихов и песен Высоцкого, а также посвящённых ему газетно-журнальных статей продолжал действовать вплоть до перестройки. Легализация его творчества началась в Советском Союзе в 1986 году, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. Со второй половины 1980-х годов начался выпуск книг и собраний сочинений поэта, ведётся исследовательская работа, посвящённая его творчеству. По некоторым оценкам, Высоцкий, занимающий одно из центральных мест в истории русской культуры XX века, «оказал сильное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений».

Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат поэта Владимира Высоцкого .

Заметил, что злободневное в стихах Высоцкого отошло на второй план, а явственней проступили глубинные вопросы жизни .

Цитаты сгруппированы по темам: жизненная этика, о себе, жизнь, советское, человеческие проявления, родина, Великая отечественная война, любовь и отношения, люди, устремления, народ, тоска, смерть, горы, отцы и дети, свобода, поэзия, правда и ложь.

О жизненной этике

Я согласен бегать в табуне -
Но не под седлом и без узды!

Эй вы, задние, делай как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеёй!

Выучи намертво, не забывай
И повторяй как заклинанье:
„Не потеряй веру в тумане,
Да и себя не потеряй!“

Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь.

Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне. когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют!

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Стремилась ввысь душа твоя -
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья -
Останешься свиньею.

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял.

Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят.

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом -
Значит, в жизни ты был ни при чём, ни при чём.

О себе

Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.

Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Эх, вы мои нервы обнаженные!
Ожили б - ходили б как калеки.

Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах,
Я, конечно, спою - не пройдет и полгода.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

Зачем мне быть душою общества,
Когда души в нем вовсе нет!

Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу.
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока - и выбегу в грозу!

Для меня авторская песня - это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые меня волнуют и беспокоят; рассказывать им о том, что меня скребет по нервам, рвет душу и так далее, - в надежде, что их беспокоит то же самое.

Сыт я по горло, до подбородка - даже от песен стал уставать, - лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать!

Мне меньше полувека, сорок с лишним.
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чём - не угадать?
Но лишь одно наверное я знаю:
Мне будет не хотеться умирать.

О жизни

Смешно, не правда ли, смешно?
А он спешил - недоспешил.
Осталось недорешено,
Всё то, что он недорешил.

Возвращаются все - кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин,
Возвращаются все - кроме тех, кто нужней…

Я думаю - ученые наврали, прокол у них в теории, порез: развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

Суета всех сует - всё равно суета.

Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.

Часто нас заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью.

Но ясновидцев - впрочем, как и очевидцев -
Во все века сжигали люди на кострах.

Всё человечество давно хронически больно,
И всю историю оно болеть обречено…

Мне скулы от досады сводит:
Мне кажется который год,
Что там, где я, - там жизнь проходит,
А там, где нет меня, - идёт.

Наше время иное, лихое, но счастье как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей
На скаку не заметив, что рядом - товарищей нет.

Даже в дозоре можно не встретить врага…
Это не горе, если болит нога…

При власти, деньгах ли, при короне ли -
Судьба людей швыряет как котят.

Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть.

И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз.
Мы тоже дети страшных лет России -
Безвременье вливало водку в нас.

А урод-то сидит на уроде
И уродом другим погоняет,
И это всё - при народе,
Который приветствует вроде
И вроде бы всё одобряет.

Ты, Зин, на грубость нарываешься,
Всё, Зин, обидеть норовишь!
Тут за день так накувыркаешься…
Придёшь домой - там ты сидишь!

Будут с водкою дебаты, - отвечай:
«Нет, ребята-демократы, - только чай!»

Там за стеной, за стеночкою, за перегородочкой
Соседушка с соседушкою баловались водочкой.
Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.

Подымайте руки,
в урны суйте
Бюллетени, даже не читав, -
Помереть от скуки!
Голосуйте,
Только, чур, меня не приплюсуйте:
Я не разделяю ваш устав!

О человеческих проявлениях

Если отвернутся, значит недостаточно любили.

Жираф большой - ему видней!

Даже «здравствуй» можно сказать
так, чтобы оскорбить человека.
Даже «сволочь» можно сказать
так, что он растает от удовольствия.

Кто-то весело орал про тишину.

Почему-то все люди, выступая по телевидению, стараются казаться умнее, чем они есть на самом деле. А ведь самое интересное узнать, какие они на самом деле.

Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам.

Нет прохода, и давно,
В мире от нахалов.
Мразь и серость пьет вино
Из чужих бокалов.

О родине

Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.

И ни церковь, и ни кабак -
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так,
Всё не так, ребята!

Протопи ты мне баньку по-белому
Я от белого свету отвык
Угорю я и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Какие странные дела
У нас в России лепятся!

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною,
Перед солоно да горько, кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

О Великой отечественной войне

Друг! Оставь покурить! - а в ответ - тишина:
Он вчера не вернулся из боя.

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них на рыдают, -
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Ведь Земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!

Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность беспошлинно видеть восход.

И я попрошу Бога, Духа и Сына,
Чтоб выполнил волю мою:
Пусть вечно мой друг защищает мне спину,
Как в этом последнем бою.

О любви и отношениях

Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!

Потому что любовь - это вечно любовь
Даже в будущем вашем далеком.

В душе моей - пустынная пустыня, -
Так что ж стоите над пустой моей душой!
Обрывки песен там и паутина, -
А остальное все она взяла с собой.

Я надеялся втайне,
Что тебя не листали,
Но тебя, как в читальне,
Слишком многие брали.

О людях

Героев я не ищу – в каждом из нас похоронено по крайней мере тысяча персонажей.

Кто без страха и упрёка -
Тот всегда не при деньгах.

Только голодовка может убедить вас в том, что личность - это не тлеющая тварь, а нечто даже значительно большее.

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…

Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков.

Об устремлениях

Мой финиш - горизонт, а лента - край земли.
Я должен первым быть на горизонте!

Но зачем-то ему тоже нужно пройти
четыре четверти пути!

Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал.

О народе

А в ответ мне: «Видать был ты долго в пути
И людей позабыл, мы всегда так живем.
Тpаву кушаем, век на щавеле
Скисли душами, опрыщавели.
Да ещё вином много тешились
разоряли дом, дрались, вешались…»

Проникновенье наше по планете
особенно приятно вдалеке:
в общественном парижском туалете
есть надписи на русском языке.

О тоске

Ты уймись, уймись тоска,
У меня в груди!
Это - только присказка
Сказка - впереди.

Но и утром всё не так
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьёшь с похмелья.

О смерти

Ах, как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.

Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!

Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, не скажу про живых, но покойников мы бережем.

О горах

Весь мир на ладони - ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим - у которых вершина еще впереди.

«Ох, какая ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалоласковая!..»
Мы теперь одной веревкой связаны -
Стали оба мы скалолазами!

Альпинизм - это прекрасный способ перезимовать летом.

Об отцах и детях

Мы - сыновья своих отцов,
Но блудные мы сыновья.

Спасибо вам, святители,
Что плюнули, да дунули,
Что вдруг мои родители
Зачать меня задумали.

О свободе

Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?

Но и падать свободно нельзя, потому
Что мы падаем не в пустоте.

О поэзии

Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души.

Слова бегут им тесно - ну и что же! - ты никогда не бойся опоздать. Их много - слов, но все же если можешь - скажи, когда не можешь не сказать.

О правде и лжи

Чистая правда когда-нибудь восторжествует, если проделает тоже, что явная ложь.

Слухи по России верховодят и со сплетней в терции поют. Ну а где-то рядом с ними ходит правда, на которую плюют.

О разном

Счастье - это путешествие, необязательно из мира в мир... Это путешествие может быть в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта... И не одному, а с человеком, которого ты любишь.

Удивительное рядом, но оно запрещено!

Чем шире рот - тем чешире кот!

Ваня, Ваня, мы с тобой в Париже
нужны как в бане пассатижи.

Мы успели: в гости к Богу
Не бывает опозданий.
Так что ж там ангелы поют
Такими злыми голосами?!

Жаль, на меня не вовремя накинули аркан, -
Я б засосал стакан - и в Ватикан!

Как засмотрится мне нынче, как задышится,
Воздух крут перед грозой, крут да вязок,
Что споётся мне сегодня, что услышится,
Птицы вещие поют да все из сказок.

По трагичности и напряженности своего творчества Высоцкий подобен классикам русской литературы. К сожалению, в этом есть что-то фатальное: строй в России кардинально меняется, а существование в ней остается столь же трагичным .

Творчество Высоцкого не воспринималось большинством поэтов-современников как настоящая поэзия, поэтому, когда поэт Иосиф Бродский назвал Владимира Высоцкого большим поэтом , это стало для него важным событием.

Цитаты про Высоцкого

  • И. Бродский: Самый талантливый человек из всех этих людей, которые взяли в руки гитару - это безусловно Владимир Высоцкий. Это - действительно поэт... То есть там есть чрезвычайно высокий элемент именно поэзии. Если вы посмотрите на то, какими рифмами он пользуется, вам все станет ясно. Обидно, что... То есть в известной степени обидно, но и не обидно... Что он писал песни, а не стихи. (кстати, цитаты Бродского)
  • Б. Окуджава: С годами он стал профессиональнее… Все стало подлинным - и страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал плотным, метафоричным.
  • А. Митта: Высоцкий выдумал себе манеру исполнения с длящимися, но жесткими согласными, раскатистым «р», открыто и ясно звучащими гласными. Он сделал это естественной частью глубоко личного, оригинального и эмоционально насыщенного исполнения. В жизни он говорил совершенно не так - тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций.
  • М. Влади: Его невероятная энергия утомляла всех, но она же позволила ему в течение столь краткой жизни создать около 700 поэтических произведений.

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого (1938- 1980). Творчество знаменитого поэта и автора-исполнителя по сей день продолжает оставаться популярным среди людей самых разных профессий и культурных притязаний. Что же касается времён СССР, то можно без всякого преувеличения сказать, что Высоцкий был кумиром подавляющего большинства советских граждан. Но не только. Коллеги Владимира Семёновича по театральному и кинематографическому цеху также умели ценить его талант. Вот некоторые высказывания современников поэта.

1. Юрий Трифонов

Одно из самых популярных (можно сказать, канонических) изображений Владимира Высоцкого

Трифонов Юрий Валентинович (1925-1981) - русский писатель. Роман «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951); исторический роман «Нетерпение» (1973) о народовольцах. Проблема нравственного выбора в атмосфере 60-70-х гг., тема революции, Гражданской войны, сталинских репрессий как основы современных общественных аномалий в повести «Обмен» (1969); «Другая жизнь» (1975); «Дом на набережной» (1976); «Старик» (1978), документально-мемуарная книга «Отблеск костра» (1965). В романе «Время и место» (1981) - тема творчества, истории, постигаемой как судьба писателя.

Я думаю, Высоцкий не смог бы стать столь популярным человеком, если бы не соединил в себе таланты большого поэта и большого артиста, певца. Но и это не все, еще очень важно, что он взял на себя смелость выражать самое насущное и никем не выражаемое: то истинное, чем народ на самом деле болел, о чем действительно думал, что было предметом повседневных разговоров простых людей между собой.

2. Булат Окуджава

Владимир Высоцкий на фоне афиш театра на Таганке (1976)

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) - советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е-1980-е годы, автор около двухсот авторских и эстрадных песен, среди которых «Виноградная косточка» (она же «Грузинская песня»), «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится»), «Надежды маленький оркестрик», «Часовые любви», «Живописцы», «Полночный троллейбус», «Союз друзей» («Поднявший меч на наш союз»), а также многие песни из кинофильмов, например, «Ваше благородие, госпожа Разлука» (фильм В. Мотыля «Белое солнце пустыни») и «Нам нужна одна победа» (фильм А. Смирнова «Белорусский вокзал»).

Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени его одаренности. Он начал писать для узкого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному выражению себя, а выражать себя - значит добиваться наивысшего наслаждения.

Конечно, гитара только обостряет эмоции, актерское мастерство всего лишь проявляет, усугубляет суть, но в целом - стихи, гитара, интонация - это жанр, в котором он совершенствовался изо дня в день.

С годами он стал профессиональнее… Все стало подлинным - и страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал плотным, метафоричным.

3. Людмила Гурченко

Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль» (режиссёр С. Говорухин, 1966)

Гурченко Людмила Марковна (1935-2011) - советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель. Народная артистка СССР (1983). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии России (1994). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени. Наиболее известна по картинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000).

Он не сочинял песен про звездную, нереальную жизнь. Он видел многое, несовершенное на земле. Казалось, это все просто - взять и написать про то, что вокруг,- бери и пиши. Ан… И больше такого Высоцкого нет.

4. Станислав Говорухин

Владимир Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя» (режиссёр С. Говорухин, 1979)

Говорухин Станислав Сергеевич (р. 1936) - советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, политический и общественный деятель. Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва, председатель Комитета Государственной думы по культуре. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). Народный артист Российской Федерации (2006). Как режиссер Говорухин наиболее известен по кинофильмам «Вертикаль» (1967), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Десять негритят» (1987), «Ворошиловский стрелок» (1998); телевизионным фильмам «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1986); документальным фильмам «Так жить нельзя» (1990), «Россия, которую мы потеряли» (1992), «Великая криминальная революция» (1994).

Запись сохранила голос, интонацию, смысл песни, но как много добавляла к этому живая мимика, выразительные глаза, вздувшиеся от напряжения жилы на шее. Он никогда не исполнял свои песни вполсилы, На концерте, дома перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному залу или одному-единствепному слушателю- он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца…

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он впервые увидел горы за два месяца до того, как написал песни о горах.

Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ,- такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен…

В жизни трагическое и смешное - рядом. У Высоцкого юмор присутствует даже в стихах высокого трагического накала.

Талантом подметить смешное он обладал в совершенстве. В кругу близких людей был чрезвычайно смешливым человеком и остроумным рассказчиком.

5. Марина Влади

Владимир Высоцкий и Марина Влади (1976)

Влади Марина (р. 1938) - французская актриса и певица русского происхождения. Член ФКП, вице-президент Общества «СССР - Франция». Обладательница приза Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме Марко Феррери «Королева пчёл» (1963). Номинировалась на премию «Золотой глобус». Обладательница Приза Сюзанны Бьянкетти как лучшая молодая актриса на Каннском фестивале 1954 года за роль в фильме Андре Кайятта «Перед потопом». В 2012 г. получила премию «Henri-Langlois» за кинематографическую карьеру. Случайная встреча с Владимиром Высоцким в 1968 переросла в большое чувство, Марина Влади стала его женой. После его смерти в 1980 она написала мемуарную книгу «Владимир, или Прерванный полет» (1989).

Его невероятная энергия утомляла всех, но она же позволила ему в течение столь краткой жизни создать около 700 поэтических произведений.

…Использование полузабытых терминов, символических образов, простонародных выражений, жаргона, характеры персонажей, которые живут, действуют, этот лиризм, эта глубина содержания - уникальны. Музыкой, им созданной, Высоцкий подчеркивает и дополняет поэзию стиха…

6. Анатолий Эфрос

Владимир Высоцкий в роли Гамлета в одноимённой пьесе Шекспира (постановка Ю. Любимова)

Эфрос Анатолий Васильевич (Исаевич) (1925-87), российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). С 1954 режиссер Центрального детского театра, с 1963 главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1967 режиссер Московского драматического театра на М. Бронной, с 1984 главный режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке. Постановки: «В добрый час!» В. С. Розова (1955), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1975), «На дне» Максима Горького (1984) и др. Снял фильмы: «Шумный день» (1960, совместно с Г. Натансоном), «Високосный год» (1961), «Двое в степи» (1962), «В четверг и больше никогда» (1977), телефильм «Фантазия» (1976) и др. Автор книг о театре. Работал в кино, на радио и телевидении.

В спектакле «Пристегните ремни» у него был всего один проход через сцену и зал. Этот проход - ошеломлял. Охватывал страх. Это был какой-то мощный налет. Такое впечатление было, что все вжимались в кресла. Длилось это три-четыре минуты, затем раздавалась овация. Действие надолго останавливалось. Все, что было до этого, и все, что было после, ни в какое сравнение не шло с этим проходом. Высоцкий пел песню о том, как солдаты ползут вперед, вращая локтями земной шар. И была какая-то особая правда в том, что на его плечах плащ-палатка и ее изнутри распирают в сторону локти рук, держащих гитару.

7. Александр Митта

Владимир Высоцкий в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (режиссёр А. Митта, 1976)

Митта Александр Наумович (р. 1933) - российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1974). Фильмы: «Звонят, откройте дверь» (1966), «Гори, гори, моя звезда» (1970), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Экипаж» (1980), «Сказка странствий» (1983) и др. Преподавал в Гамбургской киношколе (1991-93, ФРГ). В 2000 поставил сериал «Граница. Таежный роман», за который был удостоен Государственной премии РФ (2001). В 2002 снял фильм «Раскаленная суббота», к которому сам написал сценарий.

Песни, которые он пел, постепенно менялись, по мелочам, по оттенкам интонации, паузам, синкопам. Потом песня переставала меняться. Тогда он прекращал ее петь. Он на нас, при нас отрабатывал, шлифовал новые песни. Когда шлифовка заканчивалась, песню слушала вся страна, записывала на бесчисленные магнитофоны.

…Высоцкий выдумал себе манеру исполнения с длящимися, но жесткими согласными, раскатистым «р», открыто и ясно звучащими гласными. Он сделал это естественной частью глубоко личного, оригинального и эмоционально насыщенного исполнения. В жизни он говорил совершенно не так - тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций.

8. Майя Туровская

Владимир Высоцкий на одном из концертов

Туровская Майя Иосифовна (р. 1924) - советский и российский театровед и кинокритик, историк кино, сценарист, культуролог. Доктор искусствоведения (1983), член Союза писателей СССР (1960), член Союза кинематографистов СССР (1966). Лауреат премии «Ника» 2007 года в номинации «За вклад в кинематографические науки, критику».

…К нам обращенное слово Высоцкого рождалось не пишущей рукой, а хрипящей гортанью, и звук, сила его,- не вторичный признак, а суть. Так же, как его широко распетые не гласные, а согласные; и не только звонкое, раскатистое «р-р», но и совершенно глухое, тупое, но от этого не менее агрессивное «т-т»:

Идет-т охот-та на волков,
Идет-т охот-та…

…Он - законный наследник фольклора подворотни, уличного романса, безымянной блатной лирики. Здесь он нашел дикорастущий жанр городской баллады, пригодной для многого, возделал его терпеливо и получил плод - неповторимый интонационный строй.

…Наверное, не случайно, что он сумел-таки прорваться сквозь строй согласных к гласным, к полногласию:

Я коней напою-у-у,
я куплет догюю-у-у,
Хоть мгновенье еще постою-у-у
на краю-у-у…

9. Наталья Крымова

Владимир Высоцкий в телефильме «Монолог» - единственном концерте, снятом Центральным телевидением. 22 января 1980

Крымова Наталья Анатольевна (1930- 2003) - российский театральный критик, театровед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), кандидат искусствоведения (1971).

Слово Высоцкого открыто, распахнуто к людям, не зашифровано. Оно лишено интеллектуальной усложненности. Но в нем природное изящество и своя стать. Поэт охотно и часто играет словами; рифмами (в исполнении- мелодическими ритмами). Эта игра тоже более всего продиктована веселой свободой общения - и со словом, и с аудиторией.

…В зависимости от аудитории, настроения, от взятого в данный момент камертонного звука, некоторые стихи варьировались, меняли свою окраску, слова и смысловые нюансы. Сохранившиеся черновики отражают тщательную, упорную и весьма своеобразную работу над словом - Высоцкий нередко отдавал предпочтение шероховатой выразительности устной речи, оставляя в стороне более гладкий, литературно более «сделанный» вариант.

10. Петр Тодоровский

Владимир Высоцкий продолжает оставаться популярным и в современной медиасфере. Это изображение, например, предлагают скачать в качестве обоев для рабочего стола персонального компьютера

Тодоровский Пётр Ефимович (1925-2013) - советский и российский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр, композитор, заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967), народный артист РСФСР. Номинант на премию «Оскар» (1985) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Военно-полевой роман», лауреат премии «Ника». Снял фильмы «Никогда» (1962), «Верность» (1965), «Фокусник» (1967), «Городской романс» (1971), «Своя земля» (1973), «Последняя жертва» (1975), «В день праздника» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Военно-полевой роман» (1983), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочка» (1989), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998), «Жизнь забавами полна» (2002), «В созвездии быка» (2003), «Риорита» (2008).

Меня часто спрашивают, как я отношусь к музыке Высоцкого. Спокойно. Если у Булата Окуджавы музыка и стихи едины, то у Володи подчас она служила лишь аккомпанементом. Он писал много текстов, и ему не хватало времени, требовательности отрабатывать мелодию. Он часто «ломал» ее, подгоняя под рифму стиха, что порой получалось неудачно. Но… он так мастерски исполнял свои песни, что звуковой ряд обычно уходил на второй план, оставался смысл строк… Может быть, в этом и есть та авторская индивидуальность, которая зовется песней Владимира Высоцкого.

…Я недавно был в Бразилии… И меня поразило, что там очень хорошо знают песни Высоцкого. Мировая известность. Может, мы до конца еще не понимаем, какого масштаба был человек.

Сегодня исполняется 78 лет со Дня рождения величайшего советского поэта, музыканта, актёра Владимира Семеновича Высоцкого - человека, без которого невозможно представить Россию и разгадать феномен «загадочной русской души».

Вряд ли стоит подбирать слова для того, чтобы попытаться описать его вклад в культуру минувшей эпохи и жизнь каждого из нас. Достаточно вспомнить строки его бессмертных стихотворений. Представляем 40 самых известных цитат и отрывков из стихотворений Владимира Семеновича. Помним, любим, скорбим.

«Бог создал человека,

Как пробный манекен...»

Детские годы Владимира Высоцкого. 1946 г. Из архива Н.М.Высоцкой

«Какие странные дела..

У нас в России лепятся!»

Владимир Высоцкий на кинопробах. Середина 60-х годов

_____

«Купола в России кроют чистым золотом -

Чтобы чаще Господь замечал...»

_____

«Мой финиш - горизонт, а лента - край земли


_____

«Мы успели: в гости к Богу

Не бывает опозданий.

Так что ж там ангелы поют

Такими злыми голосами?!»

г. Химки Московской обл., ДК «Родина», 1975 год

_____

«Суета всех сует - всё равно суета...»

1979 год, фото Игоря Пальмина

_____

«Ты уймись, уймись тоска,

У меня в груди!

Это - только присказака

Сказка - впереди...»

ДК «Восток», Ленинград, 1966 год, фото Н. Дроздецкой

_____

«Тишина, только чайки, как молнии

Пустотой мы их кормим из рук

Но наградою нам за Безмолвие

Обязательно будет Звук...»

_____

«Зачем мне быть душою общества,

Когда души в нем вовсе нет!»

_____

«Возвращаются все - кроме лучших друзей,

Кроме самых любимых и преданных женщин.

Возвращаются все - кроме тех, кто нужней...»

_____

«Ведь Земля - это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу!»

1972 год. Фото А.Гершмана

_____

«Мой финиш - горизонт, а лента - край земли.

Я должен первым быть на горизонте!»

Владимир Высоцкий на съемках «Кинопанорамы», Москва, 22 января 1980 г. Фото Б.Палатника

_____

«Мы многое из книжек узнаём,

А истины передают изустно:

„Пророков нет в отечестве своём“, -

Да и в других отечествах - не густо...»

Июль 1980 года. На концертер в Люберцах

_____

«Я дышу, и значит - я люблю!

Я люблю, и значит - я живу!»

Владимир Высоцкий на теплоходе «Грузия»

_____

«Удивительное рядом, но оно запрещено!»

Фото Виктора Ахломова. Сцена из спектакля «Антимиры».

Театр на Таганке, Москва. 1966 год

_____

«Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою...»

_____

«Мне скулы от досады сводит:

Мне кажется который год,

Что там, где я, - там жизнь проходит,

А там, где нет меня, - идёт...»

Владимир Высоцкий в Москве, Дом кино, 1976 г. Фото Д.Чижкова

_____

«Если отвернутся, значит недостаточно любили»

_____

«При власти, деньгах ли, при короне ли -
Судьба людей швыряет как котят...»

_____

«Кто не верил в дурные пророчества,
В снег не лег ни на миг отдохнуть,
Тем наградою за одиночество
Должен встретиться кто-нибудь»

Фото Валерия Плотникова

_____

«Вот и сбывается все, что пророчится!

Уходит поезд в небеса,-счастливый путь!

Ах как нам хочется, как всем нам хочется не умереть,

А именно уснуть...»

_____

«Я думаю - ученые наврали, прокол у них в теории, порез: развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез»

Москва, ДК. Ильича, декабрь 1977 г. Фото А. Стернина

_____

«В душе моей - пустынная пустыня, -

Так что ж стоите над пустой моей душой!

Обрывки песен там и паутина, -

А остальное все она взяла с собой...»

Владимир Высоцкий со студентами перед выступлением в Квинс-колледже в январе 1979 г. Фото Наташи Шарымовой

_____

«Чистая правда когда-нибудь восторжествует, если проделает тоже, что явная ложь»

Москва, 1980 г. Фото В.Киселева

_____

«Выучи намертво, не забывай
И повторяй как заклинанье:
„Не потеряй веру в тумане,
Да и себя не потеряй!“»

Сцена из спектакля «Послушайте!», 1966 г., фото О. Ширяевой

_____


«Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах,
Я, конечно, спою - не пройдет и полгода...»

Владимир Высоцкий в 1979 году. Фото В.Мурашко

_____


«Вот уж действительно
Всё относительно, -
Всё, всё, всё...»

Москва, ДК Ильича, декабрь 1977 г., фото А.Стернина

_____

«Весь мир на ладони - ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим - у которых вершина еще впереди...»

_____

«Стремилась ввысь душа твоя -
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья -
Останешься свиньею...»

Фото Анатолия Гаранина

_____


«Но даже светлые умы
Все размещают между строк:
У них расчет на долгий срок...»

Кадр из фильма «Плохой хороший человек», 1972 год

_____


«Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь - наверх!
Ну вот сорвался в пропасть страх
Навек, навек.
Для остановки нет причин -
Иду скользя...
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя...»

_____

«Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят...»

_____

«Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза...»

_____

«Когда я отпою и отыграю,
Где кончу я, на чём - не угадать?
Но лишь одно наверное я знаю:
Мне будет не хотеться умирать...»


Владимир Высоцкий и Марина Влади перед выступлением в Квинс-колледже в январе 1979 г. Фото Наташи Шарымовой

_____

«Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть...»

_____

Так оставьте ненужные споры,
Я себе уже все доказал,
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал,
На которых еще не бывал.

_____

... Делай, как я.
Это значи: не надо за мной.
Колея эта только моя,
Выбирайся своей колеёй.

Владимир Высоцкий в роли Рябого. Кадр из фильма «Хозяин тайги»

Пугаюсь я, слетает хмель при роковой отметке тридцать семь. Под ложечкой засосало и холодком подуло, Пушкин в тридцать семь погиб, а Маяковский выстрелил из дула.

Утро мудренее – скажешь тоже. Утро в тумане, как-то не так, голова трещит и нет веселья. Куришь неправильно и натощак, горькую лакаешь также с похмелья.

Поднялся на пик – вселенная у ног твоих. Ты счастлив и горд, но завидно за других, восхождения у которых еще предстоит. – Владимир Высоцкий

Свободного падения нельзя допустить – пустота и свобода обманчива.

Распишитесь тут и там – тексты не читая, голосуйте за меня – рук не опуская.
Не изменим ничего – моя хата с краю, недосуг играть в любовь – главных выбирая.

В. Высоцкий: В лихое время несемся мы вскачь, чтоб счастье земное найти. В погоню летим, убегающий взгляд проносится мимо пути. Но тряска порой выбивает с седла отважных своих седоков. Отряд не заметил потерю бойца среди лошадей и подков.

Проникновенье русских по планете приятно очень вдалеке – в берлинском и миланском туалете на стенах записи на русском языке.

Продолжение красивых цитат Владимира Высоцкого читайте на страницах:

Нас всегда заменяют другими, чтобы мы не мешали вранью.

Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово честь забыто и коль в чести наветы за глаза.

Я думаю – ученые наврали, – прокол у них в теории, порез: развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

Купола в России кроют чистым золотом – чтобы чаще Господь замечал.

Украду, если кража тебе по душе – зря ли я столько сил разбазарил?! Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял!

При власти, деньгах ли, при короне ли – судьба людей швыряет как котят.

Сколько слухов наши уши поражает, сколько сплетен разъедает, словно моль.

Когда я вижу сломанные крылья, нет жалости во мне, и неспроста: я не люблю насилье и бессилье, вот только жаль распятого Христа.

Каждый волхвов покарать норовит, а нет бы – послушаться, правда?

Я признаюсь вам, как на духу – такова вся спортивная жизнь: лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз.

Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят.

Мы успели: В гости к богу – не бывает опозданий. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!

Будут с водкою дебаты, – отвечай: Нет, ребята-демократы, – только чай!

Ясновидцев – впрочем, как и очевидцев – во все века сжигали люди на кострах.

Без любви и жизни нет, и воздух тяжек.

Эх, святые, вам поклон, грешных надоумили, и родители мои зачать меня надумали…

Когда ученье спорит с фактом, цена ему – медный грош.

Какой бы не была дорога, важно лишь то, куда она ведет.

Все жили вровень, скромно так: система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная. Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка, здесь я доподленно узнал, по чём она копеечка.

И нас хотя расстрелы не косили, но жили мы поднять не смея глаз, – мы тоже дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас.

Мы многое из книжек узнаём, а истины передают изустно: пророков нет в отечестве своём, – да и в других отечествах – не густо.

Жених годился ей в отцы, и как оказалось, это было единственным, на что он годился.

Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам.

В Русском царстве и прогнивать-то уже нечему!

Ничто не истинно, все вертится друг вокруг друга.

Лишь рядом с небом может жить свобода.

Ходу, думушки резвые, ходу, слово, строченьки милые, слово!

Эх, напиться б одному, да в тиши посидеть! Но бывает лишь так, что курить – так вдвоем, а распить так втроем. Одному лишь рожденье, да смерть.

Слова бегут им тесно – ну и что же! – Ты никогда не бойся опоздать. Их много – слов, но все же, если можешь – скажи, когда не можешь не сказать.

Безразличие как дверь, что душу защищает от клеветы и злых людей.

Сыт я по горло, до подбородка – даже от песен стал уставать, – лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать!

Не вернутся они, никогда-никогда, там останутся самые близкие. А вернутся лишь те для кого ерунда моя жизнь, моя боль, мои мысли.

Ведь Земля – это наша душа, сапогами не вытоптать душу!

Кто без страха и упрёка – Тот всегда не при деньгах.

Слухи по России верховодят и со сплетней в терции поют. Ну а где-то рядом с ними ходит правда, на которую плюют.

У братских могил нет заплаканных вдов – сюда ходят люди покрепче, на братских могилах не ставят крестов.

Но разве от этого легче?

Нам осталось уколоться и упасть на дно колодца,
И пропасть на дне колодца, как в Бермудах навсегда.

Нас всегда заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью.

Настоящих буйных мало – Вот и нету вожаков.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые…

Не страшно без оружия – зубастой барракуде,
Большой и без оружия – большой, нам в утешенье,-
А маленькие люди – без оружия не люди:
Все маленькие люди без оружия – мишени.

Но даже светлые умы
Все размещают между строк:
У них расчет на долгий срок…

Но родился и жил я и выжил,
Дом на Первой Мещанской в конце.
Там за стеной, за стеночкою, за перегородочкой
Соседушка с соседушкою баловались водочкой.
Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.
Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка.

Но ясновидцев – впрочем, как и очевидцев –

Они сочувствуют слегка
Погибшим – но издалека.

Потому что любовь – это вечно любовь
Даже в будущем вашем далеком.

При власти, деньгах ли, при короне ли –
Судьба людей швыряет как котят.

Пусть нет звезды тусклее, чем у них, – Уверенно дотянут до кончины – Скрываясь за отчаянных и злых,
Последний ряд оставив для других – Умеренные люди середины.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

Слова бегут, им тесно – ну и что же!
Ты никогда не бойся опоздать.
Их много – слов, но все же если можешь
Скажи, когда не можешь не сказать.

Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам.

Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше
Если терем с дворцом кто-то занял.

Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили: – зачем? Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет.
Пророчество папашино не слушал Витька с корешом:
Из коридора нашего в тюремный коридор ушел.
Да он всегда был спорщиком, припрешь к стене – откажется
Прошел он коридорчиком и кончил стенкой, кажется.

Стрельбе, азарту все цвета,
Все возрасты покорны:
И стар и млад, и тот, и та,
И – желтый, белый, черный.

Суета всех сует – всё равно суета.

Так многие сидят в веках
На берегах – и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.

Тишина, только чайки, как молнии
Пустотой мы их кормим из рук
Но наградою нам за Безмолвие
Обязательно будет Звук.

Толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду – им опроверженье.

Тот, кто руль и вёсла бросит,
Тех Нелёгкая заносит –
Так уж водится!

Ты уймись, умийсь тоска,
У меня в груди!
Это – только присказака
Сказка – впереди.

У братских могил нет заплаканных вдов
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?

Удивительное рядом, но оно запрещено!

Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть.

Утро мудренее!
Но и утром все не так
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьёшь с похмелья.

Это не горе –
Если болит нога.

Эх вы парни, про вас нужно повесть,
Жалко, повестей я не пишу.

Я думаю – ученые наврали, – Прокол у них в теории, порез:
Развитие идет не по спирали,
А вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю – и, значит, я живу!

Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я согласен бегать в табуне –
Но не под седлом и без узды!

Ясновидцев – впрочем, как и очевидцев
Во все века сжигали люди на кострах.